(По)чему нас не учат в автошколе?
Предположим, продавец яблок сообщает, что он продаст вам только кожуру от яблок. А на витрине, дескать, муляжи. Представляю ваше возмущение! Но ведь знания — это такой же товар, как и любой другой. Почему же, заплатив немалые деньги, зачастую мы уносим из автошколы только «корочку»?
Стоимость обучения в автошколах, так же как и стоимость яблок, колеблется в широких пределах. Она начинается от 8000 рублей в Северной Осетии и приближается к 50000 на севере Камчатки. Удивительно, что за такие разные деньги нам предлагают, в сущности, один и тот же товар. Должны ли мы тщательно ознакомиться с ним перед покупкой?
Обучение во всех автошколах производится по «Примерной программе подготовки водителей транспортных средств категории „В“» (утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2010 г. № 636) (далее — «Программа»). Она определяет минимум знаний, который нам должны преподать. Примерной Программа называется потому, что в разных автошколах ее могут несколько расширить или уточнить: например, определить, на автомобилях с какой коробкой передач — механической или автоматической — будет производиться обучение.
Примерная Программа, как и уточненная, применяемая в данной автошколе, должна быть доступна для обозрения каждому слушателю.
Программа рассчитана на 156 часов и состоит из 5 предметов:
• Основы законодательства в сфере дорожного движения (включая зачет) 48 часов.
• Устройство и техническое обслуживание транспортных средств (включая зачет) 15 часов.
• Основы безопасного управления транспортным средством 18 часов.
• Первая помощь (включая экзамен) 24 часа.
Итоговая аттестация по вышеназванным предметам — 1 час.
• Практическое вождение (включая экзамен) 50 часов.
Каждый предмет Программы нам обязаны преподавать по определенным темам. Их можно переставлять местами и список их можно расширять, увеличивая количество часов. Например, предмет «Основы законодательства в сфере дорожного движения» состоит из 16 тем, а в автошколе могут его дополнить темой «Приобретение автомобиля».
По статистике, каждая пятая авария связана с неправильным проездом перекрестков. Рассмотрим, как в автошколе нас этому должны обучать.
Тема № 6 «Проезд перекрестков» предмета «Основы законодательства…» рассчитана на 4 часа. В теме подробно описано, что именно мы должны изучить:
«Общие правила проезда перекрестков.
Регулируемые перекрестки. Взаимодействие сигналов светофора и знаков приоритета. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке.
Нерегулируемые перекрестки. Порядок движения на перекрестках равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначных дорог". И так далее…
Предусмотрены и практические занятия — разбор типовых аварийных ситуаций и решение задач.
В теме 5 «Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством» предмета «Основы безопасного управления…» мы 2 часа должны учиться, помимо прочего, и «алгоритму осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков».
На «Практическом вождении» во время первоначальное обучения на полигоне мы 3 часа должны отрабатывать задание 4 — «Остановка в заданном месте, развороты, проезд перекрестка и железнодорожного переезда».
Далее, в условиях реального дорожного движения, сначала 12 часов на маршрутах с малой интенсивностью дорожного движения, а потом 14 часов на маршрутах с большой интенсивностью мы отрабатываем «Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Определение расстояния до приближающегося транспортного средства. Определение скорости приближающегося транспортного средства. Необходимость и целесообразность перестроения. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения. Выезд на перекресток. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении».
Если мы это изучаем и успешно сдаем зачеты после каждого этапа обучения, откуда берутся все эти испуганные неумехи?
Или тема «Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Вот в чем мы должны разбираться:
Обзор законодательных актов. Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании. Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы.
Практическое занятие по теме 16: Заполнение бланка извещения о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).
Отчего же мы так беспомощны перед страховыми компаниями?
Можно вспомнить и о грустном анекдоте, действительно имевшем место. Преподаватель предмета «Устройство и техническое обслуживание…» вместо того, чтобы вкратце обрисовать «виды, назначение и принцип работы двигателей и их механизмов», стал нудно рассказывать о тонкостях его ремонта. После лекции одна из слушательниц спросила:
— А у «автомата» свечи есть?
Если вы не поняли юмора, обратитесь за разъяснениями к какому-нибудь водителю или любому лицу мужского пола. Но виновата ли хоть в чем-то эта слушательница?
С практическим вождением, стоимость которого составляет львиную долю суммы средств, затрачиваемых на обучение, ситуация примерно такая же.
Вот один инструктор целый час не может научить нас тронуться с места, а другому, опытному водителю, удается сделать это за пять минут. Но этот опытный водитель не сочтет нужным объяснить порядок действий при подъезде к перекрестку, который для него очевиден и не требует каких-либо пояснений.
Помните, что с окончанием обучения ваши проблемы только начнутся.
При выборе автошколы, как и при выборе любого дорогого товара, старайтесь выбирать лучшие. Они есть. В них объявляют тему текущего урока и следят, чтобы вы вели конспекты. Автоинструкторы в этих школах имеют удостоверение на право обучения вождению. Школа оснащена всеми учебными материалами и техническими средствами обучения, перечень которых установлен Программой.
Если у вас нет выбора, требуйте. Не слушайте людей, которые хотят забрать ваши деньги, ничего не сделав и не дав взамен.
Знания — это возможность экономить время. Которое — тоже деньги.