Где поселился Вепсский этнографический музей? Дом Мелькина
Вепсский этнографический музей расположен в селе Шелтозеро, что лежит в 84 км на юго-восток от Петрозаводска.
Это очень интересное и оригинальное, единственное в России учреждение, сохранившее для нас какую-то частичку истории и культуры небольшого, малочисленного финно-угорского народа, когда-то компактно проживавшего в Северном Межозерье (на территории между Ладожским, Онежским и Белым озерами), а нынче разбросанного по просторам Карелии, Ленинградской и Вологодской областей.
Под крышей музея собрано около 5 тысяч (!) экспонатов, большая часть из которых (почти 2 тыс.) относится к этнографическим материалам. Это самые разнообразные прялки, тканные вещи, одежда, вышивка, глиняная и деревянная посуда, берестяные изделия, инструменты и приспособления для ткачества и льнообработки. Но есть и документы (898), фотографии (744), предметы нумизматики (226), изделия прикладного искусства (100). В основном всё это собрано здесь, на месте — в селах Шелтозеро, Шокша, Рыбручей и их окрестностях, и отражает быт так называемых северных (прионежских) вепсов. Но не только. Небольшая часть экспонатов музея попала в него из Бокситогорского района Ленинградской области, где живут средние (оятские) вепсы.
О всех, самых разных предметах, что представлены в коллекции музея, можно рассказывать достаточно долго. Но сегодня не о них. А о том доме, под крышей которого все они «поселились». Интересном, между прочим, здании.
Если подойти к дому поближе, то сразу можно увидеть, что, хотя это и традиционная северная постройка, в которой жилая и хозяйственная части находятся под одной крышей, но их взаиморасположение совсем не такое, как в русских домах типа «брус», «кошель» или «глаголь». Здесь — оригинальная, так называемая «Т-образная» связь, когда хозяйственный двор прирубался перпендикулярно самой избе с тыльной стороны главного «красного» фасада, выходящего своими окнами на улицу.
У здания, кстати, есть и имя собственное — дом Мелькина, по фамилии человека, построившего его в начале XIX века. Хотя в своём первозданном виде эта постройка до нас, если говорить начистоту, всё-таки не дошла. Специалисты выделяют три периода в истории этого дома. Изначально, в первой половине XIX века, был построен одноэтажный дом, жилая часть которого располагалась на высоком подклете, выполнявшем хозяйственно-служебные функции. Предполагалось, что в нём будет кладовая для хранения различных запасов — муки, круп, солений и т. п.
Но шло время, семья разрасталась и для сыновей, уже обзаведшихся своими семьями и детьми, потребовались новые жилые помещения. Поэтому во второй половине XIX века в подклете прорубаются украшенные наличниками окна, а сам он переоборудуется под жильё. Уже в конце XIX — начале XX века изначально устроенная над центральным входом галерея-балкон перестраивается в остекленную веранду — опять же ещё одно дополнительное летнее помещение, а перед самим входом оборудуется крытый тамбур.
Но несмотря на многоэтапность строительства здания, оно сохранило основной принцип северных домов-комплексов, в которых жилая и хозяйственная части находились под одной крышей, обеспечивая тем самым его жильцам практически полную автономность, что особенно важно в зимнее время.
Жилая часть здания состоит из двух двухэтажных домов-четырехстенков, соединенных между собою центральными сенями-тамбуром, из которых можно было попасть как в каждую из жилых изб, так и в пристроенную перпендикулярно им, находящуюся с северной стороны дома хозяйственную часть. Она тоже двухэтажная. Внизу — хозяйственный двор и три стойловых места для скота. Вверху — сарай, одновременно используемый и как сеновал. Для того чтобы телега с сеном могла попасть на сарай-сеновал, с востока к двустворчатым воротам второго этажа ведет наклонный пандус. Так называемый «взвоз». Интересна его конструкция. Чтобы лошади легче было тащить тяжелый воз, а его колеса не скатывались вниз, укладка бревен во взвозе чередуется — стесанной частью вверх, округлой, снова стесанной и так снизу и до самих ворот.
Дом Мелькина богато и оригинально украшен. Здесь и выступающая над передним скатом кровли светелка, что расположена на уровне чердака над сенями, и находящийся прямо под ней крытый балкон с резными стойками и оформленными прорезной резьбой балясинами. Декоративные балкончики есть и на уровне фронтонов, с торцевых (западной и восточной) сторон обоих жилых частей дома.
В подражание каменному городскому «благолепию» наличники и первого, и второго этажей украшены симметрично расположенными над оконными проемами волютами — завитками, в виде спирали, воспроизводящими мотив распускающегося цветка. А вот сложные причелины (доски, закрывающие торцы слег на фасаде избы) с многоярусным рельефным орнаментом, — традиционный для деревянного зодчества элемент. Так же, как и короткая доска под вершиной треугольного фронтона, вертикально прикрепленная на стыке двух причелин — полотенце. По кромке причелин идет сквозная резьба в виде «бегущей волны», а оформленные в виде кисточек их концы — ветренецы, украшены розетками прорезной резьбы. Такая же розетка в форме шестилепесткового цветка и оформляющего его орнамента из завитков есть и на полотенце.
Дом, действительно, не только красивый, но и запоминающийся. И если кто-то будет идти из Петрозаводска на Вологду через Вытегру и Кириллов, не пожалейте времени, остановитесь на въезде в Шелтозеро, где слева от дороги, на небольшом взгорке, стоит это здание, подойдите к нему поближе. Всмотритесь внимательно — какую красоту строили в своё время наши предки!
И пусть их уже давно нет. Но красота — вот она. Стоит. И не только радует нас, но и напоминает о тех, кто когда-то создал её.