Стандарты бизнес-планов, что выбрать?
Бизнес-планирование - один из важных процессов при поиске заемных средств любой компании, во многом определяющий конечный результат. Бизнес-план, как правило, отражает все будущие предполагаемые аспекты бизнес-деятельности с точки зрения финансового и оперативного планирования. Бизнес-планирование может быть проведено как отдельного проекта, так и в целом работы предприятия.
В идеале для распределения рисков предприятие должно иметь несколько направлений деятельности даже в рамках одного рода деятельности, зарегистрированного в налоговых органах и органах статистики. В таком случае бизнес план представляет собой консолидированный документ, включающий аналитические показатели разных проектов. Эта удобная иерархическая форма сборки отдельных проектов требует правильной фиксации проектов на уровне финансового учета, иначе не будет поддерживаться связность документов, а, соответственно, позволяющий проверить эффективность бизнес-планирования в последующих периодах.
К сожалению, в современных реалиях бизнес-план существует только как дополнительный документ, который необходим только для получения кредита, в операционной деятельности используется мало и только преимущественно в интернациональных компаниях. Причем в российских банках бизнес-план проверяется весьма поверхностно, кредитные менеджеры практически не способны оценить реальную эффективность проекта. Для проверки и создания бизнес-плана используются программные продукты, которые позволяют быстро и эффективно проверить основные показатели, при этом унифицированный подход при оценке бизнес-планов вовсе не гарантирует их эффективность при выполнении, а тем более при изменении структуры микроэкономической среды. Именно по этой причине большая часть юридических лиц потерпела значительный ущерб во время финансового кризиса и не выплатила кредиты.
Бизнес-план может быть составлен с соблюдением требований в зависимости от требований финансовой структуры. Известные стандарты бизнес-планов следующие:
· бизнес-план по методическим материалам UNIDO, в основном принят в компаниях, работающих с американским рынком. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) — это специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, уполномоченное содействовать промышленному развитию и международному промышленному сотрудничеству.
· бизнес-план по стандартам ЕБРР (www.ebrd.com), предоставляется в организации, которые работают с Мировым банком. Консолидированная форма бизнес-плана, предполагающая наличие у компании внутреннего документа в расширенной версии. Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) — инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 61 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 29 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии.
· бизнес-план по стандартам BFM Group, внутренние стандарты бизнес - планирования, имеющие наиболее широкую структуру, позволяющую представить будущий проект во всех аспектах бизнес – деятельности. BFM Group – украинская инвестиционно – проектная компания, которая специализируется на предынвестиционных исследованиях и инвестиционном консалтинге. Основной офис – Киев, Украина
· бизнес-план по стандартам KPMG (www.kpmg.com), эта форма, которая разработана крупнейшим международным аудитором, используется его клиентами. KPMG (в России компания называется КПМГ) — международная аудиторская компания. Штаб-квартира — в Амстелвене.
· бизнес-план по стандарту TACIS, это стандарт применяется для стран Евросоюза. TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States, Техническая помощь Содружеству Независимых Государств) — программа Европейского союза по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ. Программа предоставляет гранты для передачи ноу-хау странам СНГ. Организована в 1991.
Нужно отметить, что при работе с иностранными инвесторами, немецкими инвестиционными компаниями, специальных требований к стандарту бизнес - планирования не предъявляется, но подразумевается, что представленный бизнес-план должен давать полное представление о рассматривающемся проекте. Таким образом, наполнение бизнес-плана дается на откуп инвестиционных менеджеров, информация в бизнес-плане должная быть полной и не избыточной.