Диана и Актеон. Что с ними сделал Динглингер?
Дрезден, Германия, музей искусств Gemäldegalerie. Среди множества экспонатов есть «Купанье Дианы» (этому великолепному изделию даже нельзя дать название: чаша — не чаша, кубок — не кубок, статуэткой тоже не назовешь, в общем, нечто прекрасное).
Изделие состоит из двух частей: основания и чаши. В основании — голова оленя, собаки. Под ногами собак слева — черепаха, справа — змея. Позади правой собаки — ствол дерева, в ее зубах — кусок уха оленя.
По контуру основания — бриллианты, в ошейниках собак — тоже бриллианты. Рога оленя — золотые. На рогах оленя помещена чаша, в которой будет купаться Диана.
Чаша выполнена из перламутра (может быть, из раковины наутилуса). Слева — пес Дианы и ее охотничьи принадлежности. Справа — обнаженная Диана сидит в гроте. В ее левой руке — копье, правой она поправляет волосы. Справа от нее — купидон, над ней — золотые цепи и жемчуг. По обе стороны Дианы — дельфины, которые как бы заполняют чашу водой.
На опоре чаши есть картуш, по контуру которого на золотом поле написано по-французски: «Скромность охраняет, бесстыдство убивает».
Автор этого кубка — Динглингер Иоганн Мельхиор (Dinglinger, Johann Melchior). В Эрмитаже есть его портрет работы Антуана Песнэ (Antoine Pesne): одетый в бархатное одеяние с меховой оторочкой, Иоганн держит в руках свое творение «Купание Дианы», указывая на него пальцем. Жест гордости за свое творение.
(Если верить художнику, написавшему этот портрет (а не верить нет никаких оснований), то Диана сделана из золота, а не из белого материала. И Купидон рядом с ней — тоже. Кроме того, у нее или нет копья, или оно расположено иначе — не просматривается. Может быть, была еще одна «Диана»?)
Иоганн Мельхиор Динглингер (26 декабря 1664 — 6 марта 1731) был одним из величайших ювелиров Европы, чьи основные работы, выполненные для курфюрста Саксонии Августа Сильного, находились в Grünes Gewölbe («Зеленая Своды»), Дрезден. Динглингер был последним ювелиром, который работал с таким же размахом, как Бенвенуто Челлини и Венцель Ямницер (сохранилась только малая часть его больших изделий из драгоценных металлов).
Динглингер родился в Биберах-на-Рисе (сегодня — Баден-Вюртемберг), учился в Ульме, оттачивал мастерство в Аугсбурге, Нюрнберге и Вене — трех традиционных центрах изящных искусств. В 1692 году он отправился в Дрезден, где поступил на службу к Августу Сильному. В 1698 году Иоганн был назначен придворным ювелиром.
В своей мастерской он работал с младшими братьями — эмальером Георгом Фридрихом (1666−1720) и Георгом Кристофом (1668−1728), который специализировался на резьбе и установке камней. Скульптор Бальтазар Пермосер работал у Иоганна модельером.
Так что же хотел донести до зрителя автор? Что объединяет женщину, собак, оленя?
Эта трагическая история пришла к нам из «Метаморфоз» Овидия (3 глава). Диана — богиня охоты, Луны и деторождения, была необычайно стыдлива. Смертному увидеть обнаженную богиню — все равно, что сразу умереть.
Однажды Диана пришла в свою рощу, в которой была пещера с неглубоким ручьем:
«Там-то богиня лесов, утомясь от охоты, обычно Девичье тело свое обливала текучею влагой».
Естественно, богиню обхаживали нимфы.
«165 Только в пещеру пришла, одной отдала она нимфе- Оруженосице — дрот и колчан с ненатянутым луком; Руки другая из них подставила снятой одежде, Две разували ее; а всех искусней, Крокала, Дочь Исмена-реки, ей волосы, павшие вольно,
170 Вновь собирала узлом, — хоть сама волоса распустила".
А поскольку рядом никого не было и они никого не ждали, все были голяком. И вдруг из чащи появляется охотник Актеон, который забрел в эту рощу случайно:
«Только вошел он под свод орошенной ручьями пещеры, Нимфы, лишь их увидал мужчина, — как были нагими, — Бить себя начали в грудь и своим неожиданным воплем 180 Рощу наполнили всю и, кругом столпившись, Диану Телом прикрыли своим. Однако же ростом богиня Выше сопутниц была и меж них главой выступала…»
Думается, что Актеон достаточно пристально разглядывал этих красавиц, а заодно и Диану. Да так пристально, что ввел ее в краску:
«Отсвет бывает какой у облака, если, ударив, Солнце окрасит, его, какой у Авроры румянец, — 185 Цвет лица у застигнутой был без одежды Дианы».
Диана разгневалась, уже потянулась было за луком и стрелой, а потом раздумала:
«Но почерпнула воды, что была под рукой, и мужское 190 Ею лицо обдала и, кропя ему влагой возмездья Кудри, добавила так, предрекая грядущее горе: „Ныне рассказывай, как ты меня без покрова увидел, Ежели сможешь о том рассказать!“»
Богиня превратила грешного Актеона в оленя, который, еще не понимая, что он олень, помчался прочь. А за ним — вся свора его собак, которая приняла его за добычу:
«Обступили кругом и, в тело зубами вгрызаясь, 250 В клочья хозяина рвут под обманным обличьем оленя».
В результате богиня получила успокоение, Актеон — страшную смерть, зрители — удовольствие видеть творение Иоганна Мельхиора Динглингера, который непостижимым образом соединил героев мифа.