«Гликман 100»: о ком портреты и для чего мемуары?

9 августа 2013 года в Краеведческом музее г. Ломоносова-Ораниенбаума (ул. Еленинская, 25) открылась выставка портретной живописи Г. Д. Гликмана. Экспозиция называется «Гликман 100» и посвящена столетию со дня рождения скульптора и живописца.

Необычное и сложное ощущение в выставочном зале: отношение к работам ГДГ, как называли его друзья, неоднозначное. Пространство соткано из сложных энергетических пут; среди нас, первых посетителей выставки, были и те, кому хотелось поскорее покинуть помещение. Почему?

На этот вопрос легко найдётся ответ, если изучить биографию скульптора и художника. Если прислушаться к его метким словам о том, что лицо человека для художника — отображение прошлого, настоящего и будущего. Его рок. Его фатум. А среди друзей и единомышленников, среди тех, кто был дорог художнику, очень много людей с тяжёлой, невыносимо тяжёлой судьбой. Оттого и Петля на шее Цветаевой, и Пастернак в тюремной сорочке. Оттого и судьба картин — закрытие эпатажной выставки в Ленинградском Доме композиторов через два дня, в 1968-м году. Оттого и эмиграция в Германию в возрасте 70-ти лет и в чине лейтенанта артиллерии — ветерана, дошедшего во время войны до Берлина. Оттого и живопись Гликмана на официальном сайте, доступная только на немецком языке…

Но вот же, живущие. Слушая рассказ о том, как ГДГ спорил с друзьями (Мравинским ли, Шостаковичем…), как наблюдал за работой Шагала, слушая о том, что «из мемуаров скульптора и художника мы узнали», я пришла к неожиданному выводу. И даже задала вопрос окружающим: вы пишете мемуары? Догадайтесь, какой я получила ответ. Задала вопрос себе, ответила — ну я-то кто, а вокруг… И вдруг стала понимать, что вокруг — те самые великие, которые сегодня ещё не великие. Что мои друзья и знакомые — люди, которые оставляют след в Истории. Которые умеют, хотят, талантливы и очень интересны.

В общем, я себе пообещала, что буду писать мемуары. И если ГДГ засел за них после семидесяти, уже в эмиграции, я пока тоже подожду. Ни-ни, я ничуть не оправдываюсь ни возрастом, ни хроникой в соцсети. Напишу, друзья. Я даже название мемуарам уже придумала. А пока — приезжайте к нам на выставку в Краеведческий музей. Представьте только, что это — первая выставка Г. Д. Гликмана после того самого пресловутого Дома композиторов. Первая в Питере!

Выставка продлится до 6 сентября 2013-го года, и спасибо за неё коллекционеру А. Шепскису, куратору В. Удальцову, и конечно же, директору Музея Ю. Кучук, а также всем работникам Музея. Отдельная благодарность — В. Журавлёву за статьи о Г. Д. Гликмане в нашем журнале.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: