Французский врач, индийский царь, немецкий князь. Что их объединяет?
Страсть познать неизведанное — как знакомо это ощущение, когда тянет на таинственную тропинку, в чащу, в горы, в ночной клуб, еще куда-нибудь. Последствия шага в сторону непредсказуемы.
Как сказал А. Макаревич:
«Вот новый поворот, и мотор ревет, Что он нам несет — пропасть или взлет, омут или брод, Ты не разберешь, пока не повернешь за поворот…»
И если только бы тебя поворачивало! Иногда поворачивает всю историю!
Это присказка. А сказка вот какая. Жил да был во Франции человек по имени Франсуа Бернье. Работал врачом, лечил пациентов. Но вдруг его обуяла страсть к путешествиям. И он пошел, поехал, поскакал по миру. Добрался до Индии, прожил там двенадцать лет и написал об этом книгу. Вышла эта книга в 1670 году. А еще через 10 лет — другую: «Описание шести путешествий, совершенных Жаном Батистом Тавернье, рыцарем и бароном д’Обонном, в Турцию, Персию и Индию за 40 лет всеми путями, какими можно достичь этих стран».
Франсуа попал ко двору Великого Могола Аурангзеба и описал некоторые события, свидетелем которых он был: «Я трижды видел, как королю, сидящему на троне, приносили пить. На золотой тарелке, украшенной алмазами, изумрудами и рубинами, ему приносят большую гладкую круглую чашу из хрусталя с крышкой, сделанной, как и тарелка, из золота и драгоценных камней».
В этих трудах было описано неописуемое богатство индийского правителя, в частности, его павлиний трон. Каким образом до курфюрста Августа Сильного дошла эта книга — неизвестно, но ему захотелось потягаться с Великим Моголом.
Он чувствовал, что в натуральную величину это невозможно: нет у него таких источников, чтобы можно было получить тоннами золото и драгоценные камни. Видимо, он поделился своими желаниями с окружающими, и они навели его на мысль, что можно смоделировать это богатство, изобразить каким-то образом.
В итоге его придворный ювелир Иоганн Мельхиор Динглингер получил заказ. Насколько четко были сформулированы пожелания Августа, неизвестно. Историки пишут, что ювелир проштудировал все доступные ему источники, хоть что-нибудь рассказывающие о дворе Великого Могола.
Свою работу мастер начал в 1701 году. Семь лет потратил Иоганн на свое самое большое и значительное произведение. Сегодня оно находится в Grunes Gewolbe, Дрезден, Германия.
Подножие ближе к краю — из серебра, в его ступени зачеканены бриллианты. Ближе к трону подножие выполнено из золота. Справа и слева в рамах — зеркала, в которых отражаются стоящие на полу фигуры слонов.
На ступенях, ведущих к трону Великого Могола, справа и слева стражники с копьями и булавами. Подолы стражников сплошь усыпаны бриллиантами. Слева и справа на подходе к золотым ступеням двигаются носилки, на которых сидят вельможи.
На слоне прибыл какой-то вельможа высокого ранга: громадный балдахин, роскошные ткани, погонщик с посохом сидит на голове слона. Ближе к зрителю — крытая ковром повозка с предметом непонятного назначения, справа — стражник с копьем. И в глубине — сам Великий Могол.
На ступеньках в низком поклоне — верноподданные. Стоя на коленях, они целуют ступени. Ближе к трону стоят вельможи, ближе к зрителю — охрана. На золотой оградке — черные драконы.
Над Моголом — громадный золотой диск в обрамлении рубинов. В руке правителя — нечто вроде скипетра, какой-то символ его власти. Под ним — мягкие подушки, на нем — мантия с бриллиантами.
Насколько точно эта ювелирная симфония воспроизводит действительность — сказать невозможно.
Искусствоведы посчитали все камушки, которые использовал Иоганн: 5223 бриллианта, 175 изумрудов, 189 рубинов, 2 камеи, 1 сапфир (вес изделия из золота и серебра площадью 142×114 см и высотой 58 см неизвестен). Сегодня в изделии недосчитывается 391 камень, любопытные могут попробовать все пересчитать.
132 фигуры были выполнены из золота, серебра, эмали и драгоценных камней. Динглингер написал пояснительную записку, в которой объяснил курфюрсту значение каждой фигуры.
Вот так любопытство врача французского, богатство Великого Могола индийского, тщеславие курфюрста саксонского, фантазия и мастерство ювелира немецкого привели к созданию неподражаемого произведения.