Музей истории культуры Бергенского университета: как попасть в Историю? Часть 1
Пожалуй, Берген относится к тому типу городов, который не терпит строевого шага экскурсионных групп и скоростного интеллекта экскурсоводов. Берген любит вступать в отношения. По этой причине мои знакомые, побывавшие в Бергене, делятся на две категории — тех, у кого город вообще не вызывает никаких эмоций, и — влюблённых, которых тянет вновь и вновь возвращаться в город сломанных зонтов.
Отжимать и просушивать носки-кеды-куртки, разглаживать намокшие билеты и буклеты (на память!), пить горячий шоколад во всех подряд торговых центрах и — вновь стремиться к домам на улицах. К воде на набережных. К костёлам на холмах. К… добавляйте сами, влюблённые.
Основные достопримечательности Бергена хорошо известны и на каждом туристическом сайте подробно описаны. Однако о Музее университета этого города как минимум в русском сегменте Интернета вы найдёте крайне скупую информацию. Проще посетить сайт Музея, но нужного ощущения не даст даже он. Тем не менее этот музей даёт возможность действительно дышать старой Норвегией. Её легендами, бытом и искусством. Этой статьёй я решительно настроена отправить вас в Музей истории культуры Бергенского университета. А там уж как пойдёт. Пойдёт?
Бергенский университет — второй норвежский серьёзный вуз — был основан всего-то в 1946-м году. А вот Музей, спасибо яркой личности, о которой чуть ниже — Вильгельму Фриману Корену Кристи — был создан в Бергене ещё в 1825-м. Музей изначально задумывался историческим — наиболее верным способом сохранить фрагменты культурных слоёв и исторических данностей норвежской земли. Так, уже в первое десятилетие своего существования он наполнялся этнографическими экспонатами, собранными в общинах коренных народов во всём мире, ведь исследовательские путешествия и первооткрытия — особая гордость норвежцев. А уж камушки-суставы-орудия труда и прочие артефакты — только ради них можно и нужно было создавать специальный центр! Кроме того, непростая судьба христианства в Норвегии всегда наводила историков и культурологов на мысль, что беречь — необходимо, особенно с учётом того, что в исторические срывы с поджогами и уничтожениями сгорало удивительное: деревянное церковное зодчество католического средневековья.
После известной Реформации в конце XIX столетия интерес к церковному культу вновь возрос, и уже тогда удивительные образы святых и их земные покровители могли вздохнуть спокойно, особенно в стенах Музея. Также со времени основания и по сегодняшний день Музей пополняется коллекцией монет и уникальными архивными данными, отчего в помещениях озадачивают проёмы, закрытые чёрной плотной тканью — «Для сотрудников Музея, не экспозиция, пройдите дальше».
На сегодняшний день Музей, входя в состав Университета, имеет три отделения — Естественной истории, Истории культуры и — совершенно волшебный и непредсказуемый Ботанический сад. Нужно отметить, что, помимо факультетов, в Бергенском университете размещаются несколько центров углублённых исследований, финансируемых Норвежским советом по исследованиям. Среди них Центр исследования Средних веков. Нельзя сказать, где причина, а где следствие, но есть ощущение, что именно Музей истории культуры — постоянно работающее производство: новых открытий, знаний, тайн и фантастического ощущения вовлечённости в Историю. Его экспонаты, особенно первого и второго этажей, рождают чувство — нет, не песчинки в бесконечности. Скорее, наоборот — достоинства, от того что ты, рядовой хомо сапиенс, имеешь возможность дышать этим вкрадчивым церковным зодчеством, попытаться повторить орнамент на муфте или представить своё лицо, когда учишь дочь вязать. Здесь не чувствуешь себя ролевиком в интерьере этнографического музея. Не гудит голова от объёма золочёных рам и информации о тех, кто в них втиснут. Здесь вы с буклетом — наедине с вежливой обстановкой, умно поданным светом и нишами. И ненавязчивой улыбкой смотрителя — по одной на этаж.
Итак, заходим, покупаем билет, слушаем инструкции на ресепшне о том, что в течение суток можем бродить по обоим музеям (Истории культуры и Естественной истории), берём буклет и — в путь, старая шляпа моя. Тем же, кто ещё не в Музее, предлагаю пройти во вторую часть статьи.