Киносериал «Лепрекон» (1993-2014). Котелок или жизнь? Повесть об ирландской нечисти
Что ни говорите, а у голливудских фильмов эпохи VHS есть свое очарование. Нынешнему поколению зрителей они могут показаться наивными, простецкими, даже глуповатыми, но именно эти ленты сегодня все чаще становятся объектами ремейков, сиквелов и прочих переосмыслений. Ибо технологии-то шаг вперед сделали, а принципиально новых сюжетов появляется крайне мало.
В этот раз мы поговорим еще об одном американском киносериале девяностых, который уверенно перешагнул рубеж столетий и продолжает жить до сих пор. Речь о черной комедии ужасов «Лепрекон» Марка Джонса, вышедшей на экраны в 1993 году и ставшей родоначальницей долгоиграющей франшизы. Безусловно, по уровню популярности сей опус даже рядом не лежал со столпами жанра — «Кошмаром на улице Вязов» Крейвена, «Пятницей, 13-е» и «Хэллоуином». Зато вполне конкурентоспособен по отношению к «коллегам», в частности, к ужастикам из серии «Повелитель кукол» или «Зубастики».
Для тех, кто не в теме. Лепрекон — это персонаж ирландской мифологии, нечто среднее между гномом и феей. От первых он перенял крутой нрав, бороду, любовь к драгметаллам и рост в районе метра с кепкой. От вторых — способность к магии и прочим волшебным фокусам. Лепрекон — существо не то чтобы злое, но и недоброе. Иными словами, не тронь — не завоняет. Но американцы, учитывая жанр, привычно извлекли на свет инфернального монстра, одержимого страстью к золоту и садистским убийствам. Оставив традиционный зеленый костюмчик, котелок, полосатые гетры и туфли с пряжками, авторы донельзя обезобразили внешность карлика, не говоря уже о его скверном характере.
Премьера фильма «Лепрекон» состоялась 8 января 1993 года. Сценарий, также за авторством режиссера-дебютанта Джонса, не изобиловал оригинальными решениями, но появление в кадре злобного саркастичного уродца с крючковатыми пальцами и гнилыми зубами автоматически сделало проект эксклюзивом.
Семейство Редингов, в составе отца и взрослой дочери, выкупает в захолустье полуразваленную ферму О’Грейди, бывший хозяин которой спился и переехал в дом престарелых. Отцу не привыкать, а вот девушка явно не в восторге от приобретения и все время норовит улизнуть в гостиницу, от которой, судя по местности, ожидать многого тоже не стоит. Однако знакомство с симпатичным разнорабочим Натаном меняет планы девицы: она остается на ночь, чего как раз делать не стоило.
Натан — часть дружной бригады «Парней, которые красят», куда также входит туповатый, но милый пузан Оззи и мелкий сорванец Алекс. Собственно, последние и находят в подвале старика О’Грейди ящик, в коем заточен зловещий карлик, у коего алчный фермер некогда стырил мешок золотых монет. Очутившись на свободе, лепрекон незамедлительно устраивает новым постояльцам полный ахтунг, ибо в золоте заключена его магическая сила, да и людишек после десятилетнего заточения этот зеленый хоббит недолюбливает. Методы дознания у лепрекона самые жестокие, вплоть до смертоубийства, поэтому герои вынуждены забаррикадироваться в доме и отбиваться от монстра подручными предметами. В финале, по совету умирающего ирландца, они отыскивают самое мощное оружие, четырехлистный клевер, и с его помощью отправляют негодяйского зеленого человечка к праотцам. Занавес.
Понятное дело, у критиков сюжет энтузиазма не вызвал. Фильм быстренько обкашляли, низвели до плинтуса и на том крест и поставили. Однако картина неожиданно приглянулась зрительской аудитории. Первая лента новоявленной киностудии Trimark Pictures заработала в прокате 8,5 млн долл. (при бюджете всего 900 тысяч) и уверенно заняла по итогам года 117-е место в списке самых кассовых фильмов Америки. Не бог весть какой результат, но для дебютного проекта — прибыли неслыханные. Поэтому продюсеры, в свою очередь, на критиков начхали и запланировали съемки сиквела.
Вот вам еще парочка интересных подробностей. В Штатах, где в начале девяностых процветал мелкий и крупный видеопрокатный бизнес, кассеты с «Лепреконом» разошлись 100-тысячным тиражом, а это уже не шутки. К тому же в ленте Джонса свои первые шаги на большом экране сделала будущая звезда — малоизвестная старлетка Дженнифер Энистон (сериал «Друзья» появится только в 1994-м). Особо отметим, что компьютерные спецэффекты на тот момент были в зачаточном состоянии, актеров обрезать до полуросликов еще не научились, посему на роль Лепрекона пригласили всамделишного лилипута — известного исполнителя Уорвика Дэвиса («Уиллоу», «Лабиринт»). Ему этот образ настолько пришелся по душе, что Дэвис стал единственным исполнителем, кочующим из сиквела в сиквел.
Продолжение не заставило себя ждать и по горячим следам вышло в прокат в апреле 1994-го. Однако лишившись Энистон, выгодно подписавшейся на «Друзей», и недалекого толстяка Оззи, фильм махом растерял всю имевшуюся харизму. Создатели второй части сделали ставку на сурового ирландского карлика, который неожиданно принялся рифмовать угрозы, перестал бояться клевера в пользу кованного железа и собрался жениться. Собственно, в Англии и Ирландии картина и вышла с подзаголовком «Одна свадьба и много похорон» (с намеком на романтическую комедию «Четыре свадьбы и одни похороны»).
Действие фильма перенесли в большой город, отказавшись от каких-либо ссылок на события оригинала. Это самостоятельная история про то, как лепрекон прибывает в Голливуд в поисках невесты (несчастный имеет шанс жениться только раз в тысячу лет). Здесь он сталкивается с аппетитной Бриджит (в отличие от перспективной Энистон, отказавшейся мелькать голышом в кадре, бесталанная Шивонн Деркин успела продемонстрировать хотя бы сиськи) и переходит дорогу ее парню, а заодно снова теряет свое золото. Пытаясь одновременно и рыбку съесть, и в Кремль сесть, лепрекон опять проигрывает в схватке с американским молодняком.
Борьба за кассу тоже успехом не увенчалась. Неопытный режиссер Родмен Флендер не смог извлечь из имевшегося сценария и кастинга хоть сколько-нибудь внятного действа. Сиквел, в который вбухали уже 2 миллиона, еле-еле отбил затраты на создание, тем самым намекая, что франшиза дышит на ладан. Продюсеры учли расклад и третьего «Лепрекона» («Приключения в Лас-Вегасе») выпустили сразу на видео, минуя кинотеатры. Как и все последующие сиквелы, коих на настоящий момент насчитывается пять штук (включая «В космосе» 1996 года, «Сосед» 2000-го и «Домой» 2003-го).
К чести создателей триквела нужно отметить, что получился он не в пример лучше, нежели предшественник. При общей убогости актерского состава (хуже играют только в порно, где, впрочем, смотрят на совсем иные данные) сюжет стал более-менее вменяемым, хотя и скопировал многое из ужастика «Исполнитель желаний». Собственно, относительный успех третьей части, затраты на которую с лихвой покрылись выручкой от продажи видеокассет, и позволил продюсерам продолжить стряпать продолжения последующие восемь лет, как горячие пирожки.
Тем не менее вместе с упадком видеопроката, основа прибыльности киносериала была подорвана. «Лепрекономания» окончательно зачахла, тем более что от фильма к фильму сценарии становились все тупее и площе. Однако поклонники ленты (если таковые имеются в природе) с надеждой взирают в будущее. Падкий на переделки Голливуд намерен в 2014 году выпустить картину под «оригинальным» названием «Лепрекон: Начало». Сомнительная затея, но кто знает?