Еврейская ли фамилия Галлай?
В Тель-Авиве на территории университета расположен интересный музей, который называется Музеем еврейской диаспоры. «Диаспора» — слово греческое, означает «рассеяние», проживание народа вдали от родной земли. Явление достаточно часто встречающееся в истории.
Те же греки жили не только (и не столько) на территории материковой Греции, но и в Малой Азии, и в Египте. В диаспоре проживает большое количество армян, ирландцев, итальянцев, украинцев и литовцев. Русская диаспора тоже существует. Начиная с 1990-х годов изрядное количество этнических русских проживает за пределами России, иногда в странах довольно экзотических.
Еврейской диаспоре почти 2500 лет. Уникальность ее состоит в том, что практически 19 столетий жизнь евреев протекала только в диаспоре, поскольку на территории Святой Земли в силу разных причин евреи почти не жили. Особенный уклад жизни и единая религия позволили народу сохраниться, проживая в самых разных странах.
Музей диаспоры интересен не только евреям, и я бы рекомендовал посетить его всем, кто окажется в Тель-Авиве. Есть в этом музее две «примочки», которые в обязательном порядке приковывают внимание всех посетителей. Одна из таких аттракций — зал, в котором выставлены модели синагог в самых различных местах мира. Молитвенные дома выглядят иной раз экзотично, но всегда красиво, и рассматривать их очень интересно.
Другая музейная выставка, привлекающая большое число посетителей — база данных еврейских фамилий. Любой желающий может набрать на клавиатуре компьютера свою фамилию или фамилию своих знакомых и увидеть на экране происхождение этой фамилии, иной раз весьма необычное. Так, например, фамилия Маршак является сокращением ивритской фразы «Наш учитель рабби Аарон Шмуэль Кайдановер» и принадлежит потомкам известного раввина и талмудиста 17-го века, происходившего из городка Койданов неподалеку от Минска. Таким образом, Маршаки находятся в «топонимическом родстве» с Кайдановскими, Кайдановыми и Кайданскими, совсем не обязательно евреями.
Хотя база данных еврейских фамилий очень велика, кое-где в ней можно отыскать лакуны. Я, например, введя свою фамилию, решил, что даваемое компьютером разъяснение сильно притянуто за уши. Впрочем, не обо мне сейчас речь.
Выдающийся советский летчик-испытатель Марк Галлай (1914−1998) в своих воспоминаниях пишет, что, побывав в этом музее и набрав на клавиатуре свою фамилию, он получил ответ: «Такой еврейской фамилии не существует». По его словам, стоявшая рядом жена, ехидно заметила, что лет сорок назад (то есть в начале 1950-х годов) подобной справке бы цены не было.
В чем же дело? А в первую очередь дело в том, что фамилия Галлай венгерского происхождения. История же венгерских евреев несколько отличается от истории евреев, проживавших в других европейских странах. Даже в соседней Австрии, с которой Венгрия образовывала единую монархию, Австро-Венгерскую империю.
Монархия-то была единая, но после 1868 года она состояла из двух равноправных частей: собственно Австрийской империи и Венгерского королевства. Восходя на престол, император короновался сначала в Вене в качестве германского императора. После чего происходила коронация и в Будапеште. Здесь на императора возлагалась корона венгерского короля. Обе короны, так же как и оба герба, изображались на имперском флаге.
Согласно конституции уния Австрии и Венгрии должна была продолжаться до тех пор, пока у Габсбургов будут наследники мужского пола. Поэтому, кстати, убийство эрцгерцога было катастрофой для империи. Формально Венгрия после этого имела право найти себе другого короля. По той же причине адмирал Хорти, правивший страной в 1919—1944 годах, считался регентом.
Относительная независимость Венгрии была не дарована, а фактически завоевана несколькими восстаниями, а главное, лихостью и храбростью венгерских кавалеристов, воевавших за Империю. Венгры, находясь в составе Австро-Венгерской империи, очень сильно дорожили своей «самостью». Они изо всех сил искореняли на территории королевства все невенгерское. Досталось и словакам, и русинам, и словенцам, и румынам из Трансильвании. На территории королевства все, что можно, унгаризировалось. В том числе и невенгерские фамилии.
Образованные венгерские евреи (то есть те, кто жил в больших городах) согласились с унгаризацией. В результате «традиционные» еврейские фамилии на территории Венгрии как бы исчезли. Они либо были переведены на венгерский («Шофет» → «Биро», «Вальд» → «Ордёж»), либо были «унгаризированы» («Коэн» или «Кон» → «Кун», «Залкинд» → «Залка»). За это, кстати, венгры «своих» евреев весьма ценили. И то, что многие из образованных евреев писали по-венгерски и совершенствовали литературный венгерский язык, венгры, в отличие от немцев, ставили им в заслугу.
Отчасти это дало Хорти возможность посылать подальше Гитлера с его расовой теорией и требованием выдачи венгерских евреев: «У меня нет евреев, у меня все венгры». Хотя при нем в Венгрии были изданы довольно жестокие антиеврейские законы. Эти законы сильнее всего ударили по ортодоксальным евреям, жившим в мелких городках и в деревнях, и отрицавших унгаризацию. Кстати, все конфискованное в синагогах имущество Хорти хранил на востоке страны, в Ужгороде (Унгваре). Подальше от пламенного Адольфа.
Так что фамилия Галлай (Gallai) — переведенная на венгерский язык одна из «традиционных» еврейских фамилий, то есть фамилий немецкого происхождения. Я не знаток венгерского языка, поэтому, с какой фамилии был сделан перевод, сказать не могу. Но в Википедии отыскал математика Тибора Галлаи, урожденного Тибора Грюнвальда: Tibor Gallai (born Tibor Grünwald)(1912−1992). Так что вполне возможно, «настоящая» фамилия М. Галлая — Грюнвальд.