Как воспитать доброго человека
Каждый из родителей мечтает вырастить своих детей добрыми, счастливыми людьми. Однако одного желания мало.
В период дошкольного возраста для развития нравственного облика ребёнка безгранично влияние родителей, их авторитет. Именно родители являются первыми учителями своих детей.
Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?
Понятие «добрый человек» — очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, чувство долга, справедливость, трудолюбие.
Главная особенность этой гаммы качеств — их неразрывность. Только все вместе и хорошо развитые они определяют доброту человека.
Доброта — сплав различных качеств, составляющих нравственный мир человека. Каждое из них движет поведением человека в той или иной ситуации. Чтобы поведение его с раннего возраста было добрым в любой ситуации, нужно из системы «двигателей» человеческой души выделить главный. Таким определяющим элементом являются нравственные потребности человека.
Воспитать развитые нравственные потребности — главнейшая задача родителей. И она вполне выполнима. Что же нужно для её успешного решения?
К сожалению, некоторые взрослые допускают грубые ошибки в воспитании своих детей, нанося непоправимый ущерб формированию у них нравственных потребностей.
Первейшей, широко распространённой ошибкой является деление людей в семье на «своих» и «чужих», «плохих» и «хороших». В этом трудно подчас и взрослому человеку разобраться. А как ориентироваться ребёнку: какой человек и как к нему относиться? Вот он и спрашивает об этом у взрослых. Ответ должен быть приблизительно такой: «Всех людей надо любить и ко всем хорошо относиться».
Близка по существу с первой и другая ошибка в семейном воспитании, наносящая ущерб формированию в детях нравственных потребностей. Часто родители внушают детям: «Слушайся старших, они учат тебя только добру». Под старшими имеют в виду обычно себя и ближайших родственников.
Или ещё хуже бывает: родители иногда переносят на детей свои отношения с соседями, коллегами, приятелями. Поссорится такая мама с соседкой и приказывает своим детям: «Теперь вы с Анной Ивановной не здоровайтесь, и чтоб я вас с её Веркой больше не видела, поняли?»
Помните, доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. И ее воспитание осуществляется прежде всего в родительском доме. Тёплая, дружественная атмосфера в семье, уважительное, заботливое отношение её членов друг к другу и к людям вообще, целенаправленность воздействия родителей способствуют формированию человека, готового совершать добрые дела и ценить добро.
Доброта порождается и питается добротой. Малыш стремится к эмоционально-нравственному общению со взрослыми, ждёт от них ласки и охотно отвечает тем же. Родителям при этом необходимо быть предельно внимательными к ребёнку, не оскорблять его равнодушием, раздражительностью. Но доброта в отношении к детям должна сочетаться с разумной и последовательной требовательностью к ним. По мере взросления ребёнка нужно развивать у него стремление делать добро людям. Доброта в понимании детей — это и щедрость, готовность поделиться всем. Разумно поступают те родители, которые поощряют это желание.
Когда родители внушают ребёнку необходимость проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, помогать человеку, испытывающему боль или горе, можно смело утверждать, что ребёнок вырастет заботливым, понимающим боль и огорчения других. Но как помочь малышу сформировать в себе такие качества? Некоторые полагают, что для этого не требуется каких-то особых приемов и методов, просто нужно почаще демонстрировать положительные черты характера. Например, родители, видя, как один малыш обижает другого, непременно должны остановить обидчика, объяснив, что так поступать нельзя, что ссора не поможет решению спорного вопроса.
Родители, желающие воспитать ребёнка способным переживать чужую боль, как свою, должны оказывать помощь нуждающимся в ней, точно описывая свои чувства и переживания, обосновывать гуманные поступки и меры наказания, учить детей брать ответственность на себя, когда этого требует ситуация, устанавливать социально приемлемые нормы поведения дома и на улице, кропотливо разъясняя их смысл.
Такое воспитание необходимо тогда, когда малыши впервые начинают осознавать свою обособленность от других, отличие своей боли от чужой, когда они либо проявляют заботу о людях, либо эгоистически проходят мимо чужих страданий. Как показывают исследования, дети, умеющие заботиться о других в два с половиной года, проявляют это качество и в семь лет.
Формирование доброты начинается еще с дошкольного возраста, когда взрослый проявляет по отношению к ребёнку любовь, ласку, часто употребляет нежные слова, поглаживает, хвалит малыша за каждое проявление доброжелательности, обучает способам сочувствия и внимания.
Нельзя разрешать ребёнку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям, тем более подкреплять эти действия своей положительной оценкой (малыш срывает очки с лица бабушки, а та смеется). Надо знать, что ребёнок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что — отрицательную.
В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт малыша пополнился множеством единичных положительных поступков. Он ещё не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
В возрасте 4—5 лет происходит постепенное осознание ребёнком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного ранее. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения ко взрослым, детям, природе. Задачу воспитания доброжелательного отношения к окружающим на этом этапе можно считать выполненной, если у ребёнка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя.
В старшем дошкольном возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков. Следует подчеркнуть и то, что в этом возрасте закладываются основы нравственного воспитания. Жизненный опыт со временем или утвердит его в положительном отношении к окружающим, или заставит измениться.
На развитие у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, дошкольное учреждение, окружающие. Причём влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, её сломают». В детском саду воспитатель учить детей быть добрыми, делиться игрушками. Как поступить малышу в такой ситуации? Эти противоречия могут вызывать неудовлетворённость, хитрость. В результате у ребёнка могут не сложиться чёткие представления о том, как поступать в каждом конкретном случае.
Дети чутко реагируют на проявления доброты, недоброжелательного отношения к ним, искренне тянутся к людям отзывчивым. С умения понять другого начинается путь к добру и справедливости.
Воспитатель должен обратить особое внимание именно на первые, порой незаметные попытки ребёнка проявить сочувствие к окружающим его людям, он должен поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребёнок переживает и сопереживает особенно искренне. Поэтому важно не упустить момент, не дать застыть быстро развивающейся душе малыша.
Одобрение взрослых помогает ребёнку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у малыша пробуждается стремление быть хорошим, стать ещё лучше. Сказанное вовремя, внушительно обязательно находит отклик в душе ребёнка. Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребёнка!
Татьяна Поздеева, http://vscolu.ru
В период дошкольного возраста для развития нравственного облика ребёнка безгранично влияние родителей, их авторитет. Именно родители являются первыми учителями своих детей.
Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?
Понятие «добрый человек» — очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, чувство долга, справедливость, трудолюбие.
Главная особенность этой гаммы качеств — их неразрывность. Только все вместе и хорошо развитые они определяют доброту человека.
Доброта — сплав различных качеств, составляющих нравственный мир человека. Каждое из них движет поведением человека в той или иной ситуации. Чтобы поведение его с раннего возраста было добрым в любой ситуации, нужно из системы «двигателей» человеческой души выделить главный. Таким определяющим элементом являются нравственные потребности человека.
Воспитать развитые нравственные потребности — главнейшая задача родителей. И она вполне выполнима. Что же нужно для её успешного решения?
К сожалению, некоторые взрослые допускают грубые ошибки в воспитании своих детей, нанося непоправимый ущерб формированию у них нравственных потребностей.
Первейшей, широко распространённой ошибкой является деление людей в семье на «своих» и «чужих», «плохих» и «хороших». В этом трудно подчас и взрослому человеку разобраться. А как ориентироваться ребёнку: какой человек и как к нему относиться? Вот он и спрашивает об этом у взрослых. Ответ должен быть приблизительно такой: «Всех людей надо любить и ко всем хорошо относиться».
Близка по существу с первой и другая ошибка в семейном воспитании, наносящая ущерб формированию в детях нравственных потребностей. Часто родители внушают детям: «Слушайся старших, они учат тебя только добру». Под старшими имеют в виду обычно себя и ближайших родственников.
Или ещё хуже бывает: родители иногда переносят на детей свои отношения с соседями, коллегами, приятелями. Поссорится такая мама с соседкой и приказывает своим детям: «Теперь вы с Анной Ивановной не здоровайтесь, и чтоб я вас с её Веркой больше не видела, поняли?»
Помните, доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. И ее воспитание осуществляется прежде всего в родительском доме. Тёплая, дружественная атмосфера в семье, уважительное, заботливое отношение её членов друг к другу и к людям вообще, целенаправленность воздействия родителей способствуют формированию человека, готового совершать добрые дела и ценить добро.
Доброта порождается и питается добротой. Малыш стремится к эмоционально-нравственному общению со взрослыми, ждёт от них ласки и охотно отвечает тем же. Родителям при этом необходимо быть предельно внимательными к ребёнку, не оскорблять его равнодушием, раздражительностью. Но доброта в отношении к детям должна сочетаться с разумной и последовательной требовательностью к ним. По мере взросления ребёнка нужно развивать у него стремление делать добро людям. Доброта в понимании детей — это и щедрость, готовность поделиться всем. Разумно поступают те родители, которые поощряют это желание.
Когда родители внушают ребёнку необходимость проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, помогать человеку, испытывающему боль или горе, можно смело утверждать, что ребёнок вырастет заботливым, понимающим боль и огорчения других. Но как помочь малышу сформировать в себе такие качества? Некоторые полагают, что для этого не требуется каких-то особых приемов и методов, просто нужно почаще демонстрировать положительные черты характера. Например, родители, видя, как один малыш обижает другого, непременно должны остановить обидчика, объяснив, что так поступать нельзя, что ссора не поможет решению спорного вопроса.
Родители, желающие воспитать ребёнка способным переживать чужую боль, как свою, должны оказывать помощь нуждающимся в ней, точно описывая свои чувства и переживания, обосновывать гуманные поступки и меры наказания, учить детей брать ответственность на себя, когда этого требует ситуация, устанавливать социально приемлемые нормы поведения дома и на улице, кропотливо разъясняя их смысл.
Такое воспитание необходимо тогда, когда малыши впервые начинают осознавать свою обособленность от других, отличие своей боли от чужой, когда они либо проявляют заботу о людях, либо эгоистически проходят мимо чужих страданий. Как показывают исследования, дети, умеющие заботиться о других в два с половиной года, проявляют это качество и в семь лет.
Формирование доброты начинается еще с дошкольного возраста, когда взрослый проявляет по отношению к ребёнку любовь, ласку, часто употребляет нежные слова, поглаживает, хвалит малыша за каждое проявление доброжелательности, обучает способам сочувствия и внимания.
Нельзя разрешать ребёнку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям, тем более подкреплять эти действия своей положительной оценкой (малыш срывает очки с лица бабушки, а та смеется). Надо знать, что ребёнок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что — отрицательную.
В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт малыша пополнился множеством единичных положительных поступков. Он ещё не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
В возрасте 4—5 лет происходит постепенное осознание ребёнком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного ранее. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения ко взрослым, детям, природе. Задачу воспитания доброжелательного отношения к окружающим на этом этапе можно считать выполненной, если у ребёнка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя.
В старшем дошкольном возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков. Следует подчеркнуть и то, что в этом возрасте закладываются основы нравственного воспитания. Жизненный опыт со временем или утвердит его в положительном отношении к окружающим, или заставит измениться.
На развитие у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, дошкольное учреждение, окружающие. Причём влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, её сломают». В детском саду воспитатель учить детей быть добрыми, делиться игрушками. Как поступить малышу в такой ситуации? Эти противоречия могут вызывать неудовлетворённость, хитрость. В результате у ребёнка могут не сложиться чёткие представления о том, как поступать в каждом конкретном случае.
Дети чутко реагируют на проявления доброты, недоброжелательного отношения к ним, искренне тянутся к людям отзывчивым. С умения понять другого начинается путь к добру и справедливости.
Воспитатель должен обратить особое внимание именно на первые, порой незаметные попытки ребёнка проявить сочувствие к окружающим его людям, он должен поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребёнок переживает и сопереживает особенно искренне. Поэтому важно не упустить момент, не дать застыть быстро развивающейся душе малыша.
Одобрение взрослых помогает ребёнку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у малыша пробуждается стремление быть хорошим, стать ещё лучше. Сказанное вовремя, внушительно обязательно находит отклик в душе ребёнка. Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребёнка!
Татьяна Поздеева, http://vscolu.ru
Отзывы и комментарии