Предрейсовый технический осмотр проводят в рамках комплекса мероприятий, направленных на организацию безаварийного движения автомобильного транспорта, а также бесперебойной доставки пассажиров и грузов. Организации этой работы возлагается на руководителей предприятий-перевозчиков не зависимо от форм собственности. Как происходит, проведение предрейсового технического осмотра транспортных средств и другие аспекты этого вопроса вы узнаете далее.
Требования законодательства
Положение о проведении предрейсового технического осмотра транспортных средств закреплено статьёй 20.4 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., который предусмотрел обязанность владельцев коммерческого автотранспорта содержать его в надлежащем состоянии, перед выходом контролировать соответствие техническим требованиям, а также нести ответственность за готовность водителей к рейсу.
Министерство транспорта Российской Федерации (далее Минтранс) приказом № 141, изданным 6.04.2017 г., и вступившим в законную силу 25 декабря прошедшего года, утвердило требования по организации, а также осуществлению предрейсового контроля состояния транспорта, используемого для доставки грузопассажирских потоков.
В перечень требований вошли положения определяющие:
- недопустимость выпуска транспорта в рейс при наличии неисправностей,
- обязательность осуществления предрейсового технического осмотра, включая наземный с электрическим питанием, а также используемого в качестве такси,
- уровень профподготовки и квалификацию, лиц занимающихся проверкой транспорта перед рейсом, в рамках Приказа Минтранса № 287 от 28.09.2015 года,
- объем предрейсового технического осмотра транспортных средств, уточнив важные для обследования конструктивные части автомобилей,
- возможность использования специального оборудования для диагностики конструктивных систем подлежащих проверке,
- список обязательной, сопутствующей проведению проверки, регистрационной документации,
- порядок заполнения журнала регистрации проверок, проставления отметки в путевых листах водителей исправных машин,
- недопущение фактов выпуска автотранспорта без проведения предрейсового контроля.
Следует напомнить, что организация предрейсового контроля осуществляется автоперевозчиками, независимо от того являются ли они юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Кто проводит проверку автотранспорта
Руководитель предприятия своим распоряжением назначает на должность контролёра технического состояния автомобилей сотрудника имеющего достаточное образование и навыки этой работы. В соответствии с пунктами 14 и 15 транспортного Приказа Минтранса о проведении проверки автомобилей № 287 от 28.09.2015 года, определившими основные требования к квалификации граждан выполняющих обязанности связанные с перевозкой граждан, независимости от форм собственности владельца предприятия, к контролёрам состояния автотранспорта предъявляются следующие требования:
- Уровень ранее полученной специальной подготовки не ниже средне – технического образования по одному из следующих профилей:
- обслуживание и ремонт автомобильной техники, а для проверки наземного электротранспорта — эксплуатация электрооборудования и автоматических систем наземного электрического транспорта,
- техника и технологии автотранспорта,
- специальные курсы по переподготовке специалистов с получением квалификации контролёра техсостояния автотранспорта.
- Должен знать и руководствоваться нормативными документами:
- по порядку осуществления технического обслуживания автомобилей и проведению ремонта,
- организации безопасного движения,
- по основам трудового законодательства, охране трудовой деятельности и эксплуатации транспорта,
- по пожарной безопасности.
- Владеть знаниями характеристик поверяемой техники, её устройство, правилами и техническими нормами эксплуатации.
Основной задачей контролёра автотранспорта, проводящего предрейсовый осмотр, представлено выявление технических отклонений в работе систем подвижного состава, которые могут повлиять на безопасное движение, и должны устраняться до его выхода в рейс.
Технический контроль транспорта
Контроль технического состояния проводится перед каждым выездом в рейс. Проверкой устанавливается техническое состояние автотранспорта, его соответствие требованиям безопасного движения, предусмотренных ПП РФ № 1090 от 23.10.1993 года.
Перечень работ по проверке предусмотрен инструкцией предрейсового техосмотра автотранспорта и в себя включает:
- Проверку исправного состояния:
- тормозов, в том числе манометра гидравлического или пневмопривода,
- системы рулевого управления,
- приводов очистки стёкол,
- системы звуковой сигнализации,
- колёс и резины,
- оборудования фиксирующего показатели движения по маршруту, при их наличии,
- навигационной аппаратуры, при наличии.
- Работоспособность конструктивных частей автомобиля, внешних устройств и систем:
- замочных дверных, запирающих заливных (сливных) горловин цистерн, крышек баков для топлива,
- управления креслом водителя,
- предупреждения запотевание и обледенение стёкол,
- сцепных, а также страховочного крепления (цепи, трос),
- фиксирующих положение прицепов при движении транспорта,
- крепления запасного колеса.
- Наличие и работу устройств, предусмотренных конструкцией автомобиля:
- индикаторов состояния или неисправности систем,
- остекления и обзора окружающей дорожной обстановки с водительского кресла,
- зеркал обзора, состояние их креплений,
- защищающих от грязи (фартуки, брызговиков),
- ремней безопасности водителя и пассажиров, фиксаторов положения головы, их исправность.
- Функционирование в предусмотренном режиме приводов дворников, наружных фар, а также световых отражателей.
- Проверку отсутствия нарушений герметичности устройств и соединительных трубок.
- Наличие аптечки, устройства для тушения пожара, упоров препятствующих откату автомобиля.
- Проверку отсутствия в конструкции автомобиля самостоятельных технических изменений с нарушением регламента эксплуатации транспортных средств (не предусмотренное газовое оборудование, дополнительные места размещения пассажиров).
- Предрейсовый техосмотр автомобиля механиком для транспорта с электрическим питанием, дополнительно:
- для трамвая исправность колесного узла,
- соответствие предусмотренным параметрам силы тока и его утечки,
- состояние токоприёмников, основных и дополнительных цепей пусковой и аппаратуры защиты, аккумулятора,
- работу контрольно-измерительной аппаратуры.
- Если автотранспорт оборудован конструктивно предусмотренным специализированным оборудованием и устройствами, а услуги автомобилей особые (спецтехника), то контролёр их проверяет, основываясь на характеристики производителя, требований безопасного движения на дорогах.
При отсутствии неисправностей автотранспорта, контролёр, во исполнение порядка оформления документов закреплённым Приказом Минтранса № 152 от 18.09.2008 года, ставит отметку о предрейсовом осмотре в путевом листе водителя «прошел предрейсовый контроль технического состояния», дату и час проверки, закрепляет личной росписью.
Медосмотр водителя
Одновременно с проведением ежедневной предрейсовой проверки, организовывают обязательный медицинский осмотр состояния водителей. Его проведение возлагается на дипломированных медиков, которые успешно окончили специализированное обучение и имеют лицензию на это вид деятельности.
В зависимости от наполнения автопарка автомобилями и финансовой обоснованности, допускают следующие варианты организации медосмотров:
- Врачом, прошедшим специальную сертификацию, отношения с которым закреплены трудовым договором (необходимость в лицензии отсутствует).
- Сотрудниками сторонней организации с оформленной лицензией, в порядке заключения договора на предоставление данного вида услуг, при этом не обязательна принадлежность к медучреждениям (больница и подобное), предприятие может заниматься только этим видом деятельности.
- Сертифицированными специалистами предприятия-перевозчика, которое получило лицензию на проведение осмотров водителя. Этот вариант используется крупными перевозчиками, так как ими предусматриваются расходы на содержание медкабинета, оплату работы медицинского персонала. Кроме того, после получения лицензии они вправе предоставляет подобные услуги иным предприятиям на основании заключённых договоров.
Задачей проведения обязательного медицинского осмотра является определение готовности водителя к выполнению возложенных на него обязанностей. В ходе проверки выясняется общее состояние водителя, выявляются признаки применения алкоголя средств содержащих наркотики или иного, остаточных явлений после их применения.
При нормальном состоянии водителя, в путевой лист проставляется штамп осмотр пройден, при этом фиксируется время, дата осмотра, личные данные врача, его подпись. Факт осмотра регистрируется в журнале. В случае отстранения водителя по медицинским показателям, сведения регистрируются соответствующей записью, а руководство информируется по сути нарушения.
Учётная документация
Правила порядок проведения предрейсового осмотра автотранспорта и водительского состава на предмет возможности выполнения должностных обязанностей, предусматривает внесение результатов журнал учета осмотров.
Журнал регистрации технического контроля
Он включает обязательные поля для внесения следующих сведений:
- название, модификацию,
- номерной знак,
- данные лица (ФИО), выезжающего в рейс на проверяемом автомобиле,
- личные сведения контролёра (ФИО), проводящего настоящий осмотр,
- точное время, дата осмотра,
- сведения о действительном пробеге транспортного средства,
- результат, полученный в ходе осмотра,
- подпись водителя,
- подпись контролёра.
Нормативными документами не запрещено включать в журнал графы для внесения важной, по мнению руководства предприятия, информации.
Журнал медицинского осмотра
Во исполнение пункта 14 Приказа Минздрава № 835 от 15.12.2014 журнал прохождения предрейсового медицинского осмотра должен содержать разделы со следующей информацией:
- подтверждающие точное время, дату прохода освидетельствования,
- личные данные водителя (ФИО),
- половую принадлежность,
- дату рождения,
- результат исследования (наличие жалоб на состояние здоровье, обнаружение признаков употребления алкоголя),
- заключение о допуске или его невозможности,
- подписи водителя и врача с расшифровкой личных данных.
Установленный порядок не запрещает использование компьютерной техники для ведения журнала медосмотра, но требует обеспечение мер по сохранению информации, предупреждению возможности внесения изменений, а также при необходимости — печати любой части журнала.
Образец журнала предрейсового технического осмотра представлен ниже:
Ответственность за нарушение правил ППТО
Директор за техническое состояние транспортных средств отвечает персонально. Нарушение положений об организации осмотров подвижного состава перед рейсом, освидетельствование медиком, включая послерейсовый контроль, влечёт привлечение к административной ответственности виновных.
В рамках пунктов 2 и 3 статьи 12.31.1.КоАП РФ за эти нарушения предусматривается штраф:
- граждан размером 3 тысячи рублей,
- лицам, исполняющим должностные обязанности — 5 тысяч рублей,
- юридическим лицам – 30 тысяч рублей.
Мера ответственности частных предпринимателей осуществляющих грузоперевозку и доставку пассажиров, за рассматриваемые правонарушения установлена соразмерно с юридическими лицами. Не лишней представляется проверка какой штраф за отсутствие предрейсового контроля предусмотрят дальнейшие изменения закона.
Стоимость услуги услуг сторонних организаций
Оправданным решением для малых компаний – перевозчиков является обращение в сервисные центры за услугой предрейсовой проверки транспорта, а медицинского осмотра водителей — лицензированные медучреждений. Сотрудничество осуществляется на основании заключённых договоров (скачать договор оказания предрейсового медицинского осмотра водителей можно у нас).
Практическая реализация технической проверки представляет собой прикрепление отдельного специалиста – механика имеющего соответствующие образование, а также квалификацию для проведения этой работы. Некачественное выполнение обязанностей прикреплённым сотрудником автосервиса проводившего проверку повлёчет административную ответственность, объемом ранее указанных сумм, в отношении сервисного центра.
Сумма оплаты услуг сервисных центров зависит от региона размещения предприятия перевозчика, количества транспортных средств, проверок (в течение дня одним автомобилем могут управлять разные водители). Для Московского региона средняя стоимость проверочного пакета из 30 осмотров составляет примерно 5000 рублей.
Стоимость услуги по привлечению медицинских работников для проведения осмотра водительского состава зависит от удалённости медучреждения от места осмотра, количества привлечённых специалистов, внутренних цен учреждения на предоставление медицинских услуг. В настоящее время, средняя стоимость обследования одного водителя обойдётся предприятию примерно в 100 рублей.
Правильно организованный ежедневный предрейсовый техосмотр на порядок снизит вероятность поломки автомобильного транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Полнота оформленных документов исключит основания для предъявления претензий со стороны контролирующих государственных структур, а также предупредит возникновение ответственности в виде штрафных санкций.
Также вам будет интересно узнать про штраф за отсутствие техосмотра и периодичность прохождения техосмтра легковым, грузовым и другими видами транспорта.
Всегда на связи наш автоюрист. Если есть вопросы, то запишитесь на бесплатную консультацию в спецформе в углу экрана.
Ждем ваши вопросы и будем признательны за лайки и репосты.