Самый обсуждаемый вопрос среди владельцев транспортных средств, что теперь возможно возмещение по ОСАГО только на ремонт. Многие уверены, что иных вариантов нет. Мы раскроем все секреты изменений в законодательстве и расскажем, когда можно получить денежную выплату, а в каких случаях можно рассчитывать только на ремонт. А также, коснемся многих вопросов, связанных с ремонтом транспортного средства после ДТП.
Изменения в законодательстве об ОСАГО
Недавно в законодательстве Российской Федерации произошли изменения, коснувшиеся автострахования. Они четко разграничили, когда выплата страховой суммы осуществляется в денежной форме, и в каких ситуациях транспортное средство отправляют на восстановление в техсервис.
Весной 2017 года Президент России подписал новые поправки в ФЗ №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г.
Согласно новым изменениям законодательства, договора ОСАГО, заключенные до 28 апреля 2017 года, обслуживаются в соответствии с законом до внесения изменений. А вот договора, заключенные после этой даты, сопровождаются в соответствии с нововведениями.
Давайте же рассмотрим, какие перемены произошли в законодательных актах.
Внесенные поправки позволили четко обозначить, в каких ситуациях страховая компенсация производится в натуральной форме, а когда выплата осуществляется денежной компенсацией.
Случаи, когда пострадавшему выплачивают деньги, а не отправляют машину на ремонт, единичны. Поэтому их скорее можно назвать исключениями из общепринятых правил.
Денежная компенсация будет выплачена:
- если в результате аварии произошла полная гибель транспортного средства,
- в том случае, когда стоимость ремонта поврежденного автотранспортного средства превышает лимиты, установленные полисом ОСАГО (400 тысяч рублей, или 50 тысяч при оформлении ДТП по европротоколу),
- в результате происшествия на дороге, потерпевшему нанесен урон здоровью средней и особой тяжести,
- в случае летального исхода невиновной стороны, в этом случае выплату получают выгодоприобретатели погибшего,
- Если пострадавшая сторона относится к определенной категории инвалидов (1 и 2 группа).
Таким образом, чтобы страховая выплата не стала неприятным сюрпризом, каждому автовладельцу желательно заранее ознакомиться с процедурой ремонта автомобиля после ДТП по ОСАГО в соответствии с действующим законом.
Где ремонтируется ТС
Автомастерская, в которой будет ремонтироваться пострадавшее транспортное средство, должна входить в список разрешенных СТО, который есть у страховой компании, осуществляющей возмещение. По каждому отдельному случаю принимается индивидуальное решение, так как необходимо учитывать ряд факторов, оговоренных законодательством.
Одним из них является ограничение, что по закону техсервис, в который будет направлено пострадавшее транспортное средство, должен находиться не более, чем в 50 километрах от места ДТП или адреса проживания стороны, пострадавшей в ДТП. Однако есть некоторые нюансы, которыми можно корректировать строгость правил. Например, если страховщик берет на себя расходы по доставке автомобиля эвакуатором до автосервиса и обратно, то выбор мастерской не ограничивается километражем.
Такой вариант страховая организация чаще всего выбирает, если ДТП произошло далеко от дома пострадавшего, например, на междугородней трассе. При таком стечении обстоятельств, вероятнее всего, автомобиль будет отремонтирован на СТО, ближайшем к месту аварии, даже если его дальность превысит 50 километров.
У дилера
Для молодых машин, возрастом не более двух лет, предусмотрен восстановительный ремонт по ОСАГО у официального дилера. Потому для них существует отдельный список точек, восстанавливающих такие автомобили. Этот перечень состоит из различных дилеров, которые обслуживают машины соответствующих марок по гарантии в течение 3-х или 5-ти лет.
Но на практике довольно часто случается так, что в аварию попадает машина, с дилером которой страховщик не заключил соглашение о сотрудничестве. В этом случае владельцу авто предлагают любой другой сервис из списка, однако он имеет право отказаться и выбрать вариант забрать деньги и восстановить машину самостоятельно.
Стоит обратить внимание, что такая схема не работает, если машине более двух лет. Несмотря на наличие гарантии у дилера, клиент уже не вправе отказаться от ремонта на любом СТО, предложенном компанией.
К сожалению, получается так, что ремонт по ОСАГО у официального дилера может позволить себе довольно маленький сегмент автовладельцев.
В сервисе страховой компании
Соглашаясь на предложение отдела урегулирования убытков восстановить автомобиль в автосервисе, принадлежащем их страховой компании, автовладелец может получить ряд преимуществ.
Среди существенных «плюсов» такого ремонта:
- отсутствие каких-либо доплат,
- возможность прямого контроля со стороны страховщика за вложением денежных средств в ремонт,
- гарантия выполнения ремонта точно в срок,
- уверенность, что все требуемые к замене детали, будут действительно заменены на новые.
Также стоит отметить, что при возникновении спорных ситуаций, решить их в сервисе страховой компании гораздо быстрее и проще, чем у стороннего СТО. А значит, автомобиль будет опять на ходу в максимально короткие сроки.
На СТО
Пожалуй, самым распространенным вариантом восстановления машины после ДТП является направление на ремонт по ОСАГО в СТО, с которым ранее было заключено соглашение о сотрудничестве. Стоит отметить, что иногда при договоренности сторон, можно согласовать со страховщиком станцию технического обслуживания, которая не входит в перечень, но обязательно соответствует определенным требованиям.
А именно:
- Сроки ремонта ОСАГО ограничены периодом до 30 рабочих дней со дня передачи владельцем автомобиля сотрудникам сервиса, либо страховой компании для осуществления дальнейшей транспортировке к месту ремонта,
- Удаленность СТО от места аварии или адреса проживания пострадавшего не более 50 км,
- Если автомобиль моложе двух лет, то ремонтировать его имеет право только официальный дилер, иначе гарантия будет утеряна.
В дальнейшем, чтобы мастерская осуществила восстановительный ремонт, страховая компания должна:
- провести экспертизу,
- сделать смету на запчасти,
- выписать направление на ремонт,
- оплатить автосервису работу и закупку деталей по смете.
Как происходит ремонт
В момент заключения договора или же во время процедуры оформления заявления на выплату, владельцу пострадавшего ТС выдают перечень СТО. Из их числа в соответствии с вышеуказанными требованиями, необходимо выбрать то, в котором будут осуществляться ремонтные работы.
Затем необходимо:
- Получить копии акта страховщика, в котором зафиксировано наступление страхового случая.
- Дождаться заключения о виновнике аварии.
- Собрать все требуемые страховой организацией документы.
- Пройти экспертизу.
- Определиться с выбором автосервиса и доставить в него авто.
- Забрать у страховой компании направление на ремонтные работы.
- Убедиться в актуальности цен, указанных в смете с действующими ценами на авторынке.
- Дождаться окончания восстановления ТС.
- Забрать автомобиль из сервиса.
В общем, ничего сложного. Главное соблюдать все сроки по каждому пункту, которые более подробно прописаны в Правилах по страхованию автогражданской ответственности.
Направление на ремонт
За период в 20 календарных дней (исключая нерабочие и праздничные дни) с момента принятия заявления о наступлении страхового случая, страховщик обязан выдать обратившемуся клиенту направление на СТО, в котором будут указаны:
- наименование сервиса,
- цена восстановительных работ,
- параметры ТС,
- ФИО собственника машины,
- вероятная сумма доплаты,
- порядок решения споров, в случае выявления скрытых дефектов, полученных в результате страхового случая.
Не желательно подписывать акт выполненных работ, прежде чем исправности машины будет протестирована с положительным результатом. Так как бесплатный для клиента сервис заканчивается с тем, когда клиент ставит свою подпись.
Расчет стоимости
Какой бы сервис не выбрал автовладелец для восстановления своего «железного друга», система расчета стоимости происходит по одному плану.
Первым шагом является проведение экспертизы, которая:
- выявляет скрытые дефекты,
- оценивает внешние повреждения,
- учитывая ценовую политику автосервисов на текущий момент, выдает заключение о сумме, необходимой для осуществления восстановительных работ.
В случае, когда страховая компания не торопится проводить оценку поврежденного ТС, есть возможность ускорить процесс, проведя независимую экспертизу, правда за счет клиента.
Результаты независимых экспертов надо будет приложить к заявлению и ждать в течение 20 дней дальнейших действий со стороны страховщика.
Сроки ремонта
При отсутствии каких-либо форс-мажорных обстоятельств, ремонтные работы обычно осуществляются в течение 30 рабочих дней с момента постановки машины в сервис. Но иногда могут возникать трудности, связанные с невозможностью достать какую-либо деталь в столь короткие сроки. В этом случае длительность ремонта может увеличиться, но клиент обязательно будет об этом уведомлен. Более того, он сам сможет принять участие в поиске необходимой запчасти для ускорения процесса восстановления ТС.
Подписывая полис ОСАГО, желательно сразу задать специалисту вопрос о порядке действий при наступлении страхового случая. Однако, даже подготовленные и начитанные клиенты порой теряются в сложных ситуациях.
Что делать если ремонт затягивается
Если сроки выполнения восстановительных работ неоправданно затянуты, то самым действенным способом поторопить страховщиков, будет обращение в суд. Он обяжет компанию завершить ремонт и вдобавок начислит им штрафы за несоблюдение условий договора страхования.
Если ремонт сделан некачественно
В случае неудовлетворительно проведенного ремонта, вполне адекватным желанием клиента будет получить за него компенсацию. Наиболее правильным решением будет обратиться в страховую компанию со своей проблемой. Если же страховщик не примет никаких мер, то за компенсацию придется побороться.
Для этого необходимо:
- заказать экспертизу, задачей которой будет обнаружить и доказать, что произведенный ремонт был некачественным,
- провести оценку стоимости работ, нужных для исправления некачественного ремонта,
- составить досудебную претензию,
- направить ее страховщику.
Страховые компании крайне редко доводят дело до суда, предпочитая произвести выплату требуемой суммы, дабы избежать штрафов и прочих судебных издержек.
Денег на ремонт не хватает
Как правило, насчитанной страховой компанией суммы может не хватить по двум причинам:
- Стоимость восстановительных работ превышает лимит в 400 000 рублей,
- Такую сумму выплаты насчитал эксперт страховой компании, проводивший экспертизу.
Если в первом случае ничего поделать невозможно, то второй вариант не безнадежен.
В максимально короткие сроки, как только мастерская известила владельца авто, что суммы, которую готова оплатить страховая компания не хватит, надо заказать независимую экспертизу. Вероятнее всего независимый эксперт насчитает стоимость, достаточную для проведения ремонта.
Данные этой экспертизы передаются страховщику и только в случае его отказа доплатить разницу в суммах, пишется досудебная претензия. Единственным минусом при таком раскладе является то, что пока вопрос со стоимостью ремонта не будет решен, автомобиль чинить запрещается, так как в случае доведения дела до суда, повреждения будет оценивать уже судебный эксперт.
Если у Вас возникли спорные ситуации, связанные со страховым возмещением по ОСАГО, обратитесь к нашему онлайн-юристу. Он поможет решить их грамотно и абсолютно бесплатно. Записаться на консультацию можно в специальной форме.
Если статья понравилась, ставьте лайки, комментируйте и делитесь в социальных сетях. Подписывайтесь на обновления, чтобы всегда быть в курсе самых актуальных событий в мире страхования.