Для расчета используемой электроэнергии применяются специальные приборы – счетчики. У всех приборов есть свой срок службы, на протяжении которого данные будут отображаться корректно. Ниже узнаем, каков срок эксплуатации счетчика и нужно ли его менять.
Основные данные
Счетчик электроэнергии – устройство, используемое для учета расхода электроэнергии жильцами квартир и домов. На основании полученных данных по счетчику рассчитываются ежемесячные платежи. Счетчики встречаются разной формы, устанавливаются на лестничной площадке (в МКД) или в доме.
За установку и настройку прибора должны отвечать квалифицированные специалисты. Если сначала прибор работает нормально, то со временем счетчик может ломаться и отображать некорректные данные. Следовательно, после установки счетчик подлежит проверке сотрудниками УК или надзорных государственных органов.
ВНИМАНИЕ! Теоретически каждый может разобрать прибор и изменить его настройки, занизив данные потребляемой электроэнергии.
На практике такое встречается не часто, поскольку такие действия относятся к административному правонарушению, а при установке на счетчик ставится защитная пломба.
Виды
В зависимости от конструкции различают:
- Механические или индукционные. Принцип действия основывается на явлении магнитной индукции. Приборы такого типа имеют подвижные части, которые по прошествии определенного срока приходят в негодность и начинают отображать неточные данные. Срок службы такого прибора 15-30 лет, гарантийный период –до 8 лет.
- Электронные. Работа таких видов приборов основывается на прямом измерении количества тока, проходящего через устройство. Такие счетчики практически никогда не содержат подвижные части, поэтому более точны. Срок работы счетчика – 25-40 лет, гарантия – до 10 лет.
- Гибридные. Можно увидеть и «гибридные механизмы». В основном это счетчики механического образца, имеющие электронный циферблат.
Сроки службы
Касаемо электросчетчиков, то здесь применяются два понятия о сроках:
- срок эксплуатации,
- гарантийный срок,
- межповерочный интервал.
Срок службы счетчика – период, на протяжении которого производитель должен обеспечить потребителю следующие условия:
- отвечать за недостатки, появившиеся в процессе использования устройства по вине производителя,
- потребитель должен применять прибор по назначению.
Устанавливается срок эксплуатации счетчика производителем и большое значение имеет класс точности.
Требования
Есть ряд требований, предъявляемые к приборам:
- наличие сертификата у счетчика,
- новый прибор нужно поставить на учет, при этом обязательно присутствие его собственника и представителя поставщика электроэнергии,
- эксплуатация прибора допустима после того, как он будет опломбирован сотрудником Энергосбыта,
- вам вернут один экземпляр акта приема, где прописывается номер прибора (нужно сверить номер счетчика с номером, прописанном в акте во избежание проблем),
- устанавливается счетчик на высоте 1,7 м, выбранный участок не должен быть влажным, а собственник должен иметь беспрепятственный доступ к нему,
- прибор подсоединяется только цельным проводом. В случае надобности переноса провода, можно делать разрезы проводов для их последующего наращивания.
Класс точности
Класс точности прибора – это максимальная процентная погрешность (в любую сторону), которую может выдавать прибор. Ранее разрешалось использовать устройства класса 2,5. Это значит, что 2,5% электроэнергии не учитывается или добавляется.
Требования к классу точности сегодня выше. Согласно новым государственным стандартам, вновь установленные счетчики не должны иметь класс точности ниже 2.0.
Гарантия
Гарантийный период – это промежуток времени, в течение которого появившиеся с вашим электросчетчиком неполадки должны быть устранены продавцом товара. Срок гарантии устанавливается по усмотрению продавца, а соблюдаются права покупателя на основании Закона «О защите прав потребителя». Гарантийный период бывает двух видов:
- после производства прибора,
- с момента начала его использования.
Главное отличие срока эксплуатации от гарантийного в том, что пока есть гарантия, продавец обязан устранить любые возникшие проблемы с прибором за свой счет. На протяжении периода эксплуатации можно предъявить претензии только касаемо измерения, а также обнаруженных значимых недостатков.
Период поверки
Поверка прибора проводится в специальной аккредитованной лаборатории, необходима для проверки точности измерительной способности счетчика. Для каждого типа счетчика установлены свои межповерочные интервалы, на протяжении которых показания счетчика считаются достоверными. Виды поверок:
- первичная – проводится после изготовления,
- периодическая – проводится через определенное время,
- внеочередная.
Отсчет времени для осуществления периодической поверки начинается с момента проведения первичной поверки. Просмотреть дату в техническом паспорте. Межповерочные интервалы составляют:
- не более 8 лет – для индукционных приборов,
- не более 16 лет – для электронных.
Данные о таких интервалах содержатся в паспорте на прибор. По итогам проверки выдается сертификат или ставится отметка в паспорте.
Внеочередное обращение
Внеочередная поверка осуществляется в ситуациях:
- потерян паспорт на счетчик или свидетельство о проверке,
- требуется юстировка или настройка прибора,
- испорчено поверительное клеймо,
- не проведена периодическая проверка,
- измеритель был поврежден или показывает неточные данные.
Причины для замены
Неважно, где расположен счетчик (в подъезде или в квартире, вы являетесь его собственником. Ситуации, когда требуется замена счетчика:
- на приборе не отображаются результаты измерений,
- сорвана пломба,
- механическое повреждение счетчика,
- закончился интервал между проверками,
- закончился срок эксплуатации, указанный в паспорте счетчика.
В случае поломки прибора необходимо сообщить об этом в организацию, являющейся поставщиком электроснабжения.
ВНИМАНИЕ! Важно запомнить показания счетчика. Замена будет произведена в течение месяца.
Как поменять
Последовательность действий такова:
- подать заявку в сбытовую компанию, предоставив данные счетчика, дату последней проверки (сегодня подать заявку можно по телефону),
- дождаться одобрения на замену счетчика,
- необходимо определиться с подрядчиком для осуществления замены. Провести процедуру замены может и поставщик электроэнергии,
- выбрать счетчик, который будет соответствовать всем критериям,
- специалист устанавливает новый прибор, о чем свидетельствует выданный акт о выполненных работах,
- акт о выполненной работе предоставить в энергетическую компанию, а также тип и номер предыдущего и нового приборов, копию паспорта и показания установленного счетчика,
- дождаться сотрудника Энергосбыта для опломбирования. Выполнять такие действия вправе только представитель компании-поставщика электроэнергии, после чего выдается соответствующий акт,
- снятый с учета прибор отдать сотруднику компании, если он является ее собственностью.
Разумнее всего обращаться по данному вопросу к поставщику электроэнергии, чтобы он осуществил все работы самостоятельно.
Кто платит
Замена и установка счетчика производится за счет собственника помещения, если только это не связано с гарантийным случаем или наличием существенных недостатков.
В коммунальных квартирах сумма делится между всеми собственниками. Опломбирование производится из средств поставщика электроэнергии.
Чтобы исключить лишние расходы, необходимо следить за сроком очередной поверки счетчика и за его техническим состоянием.