При оформлении полиса обязательного страхования автогражданской ответственности страхователи должны предъявить документ, подтверждающий прохождение технического осмотра автомобиля. Техосмотр для ОСАГО — такой же обязательный документ, как и паспорт или водительское удостоверение автовладельцы. Тем не менее, существуют варианты оформления полиса без данного документа. Мы расскажем, как купить полис ОСАГО без техосмотра для нового и старого автомобиля.
Нужен ли техосмотр для ОСАГО
Законодательными актами утверждены правила выдачи полиса ОСАГО. Транспортное средство перед заключением полиса должно пройти технический осмотр. Документ, выдаваемый по итогам техосмотра, свидетельствует о том, что ТС соответствует требованиям безопасности при езде на дорогах с множеством участников.
Но существуют ситуации, когда страховщик обязан оформить ОСАГО без прохождения техосмотра.
Он должен это сделать, если страхуется:
- мототранспорт, легковые и грузовые автомобили (до 3,5 тонн), прицепы, полуприцепы не старше 3 лет. Данные транспортные средства считаются новыми и не подлежат осмотру. При этом отсчет до даты первичного осмотра ведется годами, даты получения ПТС и покупки не учитываются,
- автомобиль, который не прошел регистрацию, но владелец желает доехать к месту регистрации транспортного средства. Федеральным законом предусмотрено, что собственник может оформить полис ОСАГО без техосмотра на период не более 20 дней, которые даются для следования в желаемое отделение ГИБДД. Это правило распространено на ситуации следования к месту проведения первичного и повторного осмотра.
Если с новыми транспортными средствами все понятно, то старый транспорт обязательно проходит процедуру техосмотра. Собственник, оформивший полис на небольшой период (до 20 дней), при регистрации автомобиля должен предоставить действующую страховку ОСАГО со сроком страхования 1 год.
Как правило, это можно сделать в организациях, расположенных поблизости с МРЭО ГИБДД. Они предлагают услуги быстрого прохождения техосмотра и последующего оформления полиса автогражданки.
При наличии полиса со сроком страхования в 20 дней, владелец может пройти техосмотр в желаемом месте, а потом поехать в страховую компанию для оформления полиса. Затраты в таком случае будут меньше. Ведь коммерческие организации на территории МРЭО повышают свои тарифы.
Согласно действующему российскому законодательству, при наличии действующего техосмотра страхователь может получить страховку при предоставлении требуемых документов.
Периодичность проведения ТО зависит от вида транспортного средства и срока его эксплуатации. Автомобили, общий срок эксплуатации которых не превышает 5-7 лет, осматриваются 1 раз в два года.
Поэтому страхователь может в течение двух лет обратиться за обязательной страховкой без прохождения техосмотра. При этом законодательством допускается вариант обращения за полисом в последний день периода действия ТО.
Следует обратить внимание, что совпадение срока действия ТО и срока страхования по ОСАГО не обязательно.
Таким образом, при ответе на вопрос нужен ли техосмотр для ОСАГО, следует учитывать возраст транспорта, цель передвижения с оформленным полисом.
Талон техосмотра или диагностическая карта?
Раньше автомобилист получал талон техосмотра, свидетельствующий об успешном прохождении процедуры осмотра. При этом диагностическая карта являлась бумагой, которую заполнял сотрудник центра ТО. Она не обладала никакой ценностью.
На сегодняшний день владельцы авто получают диагностическую карту, оформленную на листе формата А4. В ней указывается дата прохождения, сведения об автомобиле, наличие допустимых недочетов в техническом состоянии транспорта и срок действия.
После 2013 года в результате упрощения процедуры прохождения ТО появились новые особенности.
А именно:
- Проводить осмотр и выдавать диагностическую карту могут частные центры, получившие лицензионное разрешение на подобную деятельность.
- После оценки технического состояния выписывается диагностическая карта, форма которой регламентирована законодательством.
- Каждой карте присваивается индивидуальный номер (цифровая комбинация), который заносится в базу ЕАИСТО.
После того, как номер диагностической карты вносится в общую базу, упрощаются процессы оформления страховки и возмещения убытков при попадании в дорожно-транспортные происшествия.
Сроки прохождения ТО
Срок действия техосмотра для ОСАГО проверяется при обращении в страховую компанию. В Федеральном законе прописаны сроки, установленные для прохождения осмотра с учетом всех категорий транспорта.
Для ТС первой категории
К первой категории относятся мото-, автотранспорт до 3,5 тонн, прицепы, полуприцепы. Регламентированный срок прохождения ТО транспортом первой категории составляет:
- до достижения 3-летнего срока эксплуатации – процедура не предусмотрена,
- ТС эксплуатируется от 3 до 7 лет – каждые два года,
- транспорт старше 7 лет – каждый год.
Таким образом, по прошествии 3 лет после выпуска с конвейера транспортное средство должно пройти техосмотр. Следующая дата прохождения ТО наступает через 2 года, т.к. ТС должно пройти техосмотр спустя 5 и 7 лет после выпуска. Когда транспортному средству, принадлежащему к этой категории, исполняется 7 лет, он должен проходить ТО каждый год.
Для ТС второй категории
Представителями второй категории являются:
- грузовые транспортные средств массой более 3,5 тонн,
- ТС с имеющимися спецсигналами,
- машины, применяемые при обучении вождению.
Для них периодичность прохождения ТО составляет один год.
Для ТС третьей категории
Третьей категорией считаются:
- легковые такси,
- автобусы,
- грузовики для перевозки пассажиров с числом мест за исключением водительского более 8 сидений,
- транспорт и прицепы для транспортировки опасных грузов.
Они проходят процедуру техосмотра через каждые шесть месяцев.
В ситуации превышения допустимых неисправностей при прохождении ТО предусмотрен повторный осмотр. В части обнаруженных неисправностей повторную процедуру можно пройти в течение 20 суток после первичной оценки, если пункт прохождения техосмотра или оператор не изменяется.
Право регрессного требования
Регрессное требование – это возмещение затрат, идущих на выплату пострадавшему при причинении вреда. Требование предъявляется либо страхователю, либо оператору техосмотра. При выставлении требования к страхователю компания опирается на факт того, что срок диагностической карты в момент причинения вреда закончился.
В случае с оператором ТО страховщик оперирует правом предъявления регрессного требования по причине отсутствия в диагностической карте сведений о выявленной неисправности, повлекшей наступление страхового случая. Нерадивые операторы не вносят неисправности с целью получения выгоды.
Способы оформления ОСАГО без техосмотра
Существует несколько вариантов получения автогражданки без действующей диагностической карты. Им характерны определенные преимущества и недостатки, иногда определенные риски.
Формальный ТО
Способ прохождения подразумевает получение диагностической карты без процедуры оценки технического состояния автомобиля.
Данный способ можно реализовать:
- Посетив оператора ТО, в котором транспортное средство не осматривается, но данные о его прохождении заносятся в базу.
- Обращение в организацию или к лицу, оказывающему услуги по выписке диагностической карты на основании свидетельства о регистрации данных от собственника автомобиля (пробег, марка резины и т.п.).
Такими методами пользуются многие автовладельцы.
Но у данного способа существуют недостатки:
- Довольно не просто найти станцию ТО, организацию или человека, предлагающих подобную услугу,
- Цена такой страховки по сравнению с базовыми тарифами при официальном прохождении процедуры намного выше.
Сейчас в интернете и социальных сетях широко распространены объявления об оформлении ТО. Поэтому каждый автовладелец сможет обратиться за данной услугой.
Однако оформляя ОСАГО таким способом, следует быть очень осторожным. Владелец полиса должен лично удостовериться в занесении оформленной карты в базу ЕАИСТО.
Применяется полученный таким способом техосмотр для электронного ОСАГО и для оформления в офисе страховщика.
В последнее время сотрудники страховых компаний не требуют предъявления диагностической карты. Их программа оформления полиса предусматривает запрос в ЕАИСТО и автоматический вывод номера карты.
Воспользоваться услугами страхования через интернет
Страховые брокеры разрабатывают сервисы, предусматривающих оформление ОСАГО без действующей диагностической карты. Клиент заполняет предложенную форму, а посредник берет на себя обязательства по оформлению полиса.
После оплаты, клиент получает должным образом оформленную страховку через курьера.
Данный способ позволяет:
- оформить полис без предъявления ТО,
- сэкономить время и силы.
Но он имеет несколько минусов:
- высока вероятность выписки поддельной страховки,
- нет гарантии, что курьер доставит полностью оплаченный полис страхователю,
- страховщик может требовать возместить понесенные выплаты в регрессном порядке, так как при оформлении страховки не была предоставлена диагностическая карта.
Способ популярен среди автовладельцев, не желающих проходить ТО и покупающих автомобиль на короткий срок.
Приобретение фальшивой страховки за меньшие деньги
Объявление о продаже поддельных полисов можно увидеть в сети и СМИ. Стоимость такого ОСАГО гораздо ниже при сравнении с договором, оформленным в соответствии с законом.
Для его оформления не потребуется прикладывать ТО. Документ содержит данные о машине, страхователе, собственнике и печать страховщика.
Как правило, такие полисы покупаются для предъявления сотрудникам ГИБДД, которые при остановке транспорта проверяют наличие страховки.
В случае аварии фальшивая страховка не имеет никакой силы. Потому весь ущерб, понесенный потерпевшими, владельцу такого полиса придется возмещать из собственных средств.
Страховая компания сама выдает направление на станцию ТО
Известны страховщики, предлагающие выписку полиса и направления в пункт прохождения техосмотра. Направление действительно в течение короткого периода времени.
За него придется заплатить вне зависимости от стоимости полиса. Довольный страхователь получает страховку и забывает о ТО.
При страховом случае страховая компания откажет в выплате, если страхователь не прошел нужную процедуру. За страховщиком остается право регрессного требования и он через суд может взыскать потраченные средства.
Как показывает практика, ездить с ОСАГО без техосмотра можно, но очень часто при ДТП владельцу такого полиса придется раскошелиться на восстановление своего автомобиля и возместить ущерб, причиненный другим участникам аварии.
Потому, гораздо выгоднее и надежнее оформлять договор в рамках закона.
Поделиться своим опытом оформления страховки без ТО в комментариях. Задавайте вопросы или записывайтесь на бесплатную консультацию к нашему онлайн-юристу. Для этого заполните специальную форму.
Если статья понравилась, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях. Подписавшись на обновления, вы будете регулярно получать полезную информацию по автострахованию.