Федеральный закон №442 с 2019 года ввёл новый налоговый режим, который могут выбрать граждане, получающие доходы от профессиональной деятельности, но не оформленные по трудовому договору. В этом законе и выступлениях политиков большое внимание уделяется тому, что переход на этот режим — дело сугубо добровольное. Однако есть поводы для опасений, что через непродолжительный срок добровольность сменит принудительность. В таком случае полезно будет знать, как государство будет вычислять самозанятых.
Кто и как будет выявлять самозанятых граждан
Со времени введения налога на самозанятых граждан прошло чуть больше месяца, но уже сейчас эта тема будоражит многих. Особенно интересна она жителям тех четырёх регионов, на территории которых и запущен этот эксперимент: Москва, Республика Татарстан, Московская и Калужская области.
На этапе обсуждений и чтений законопроекта в Госдуме сразу несколько ведомств проявляли повышенный интерес и предлагали свои идеи того, как выявить самозанятых и точнее определить размер их доходов. Среди них выделялись своими высказываниями: Министерство труда РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство юстиции РФ и другие.
Однако очевидно, что опытом, знаниями и полномочиями в сфере сбора налогов обладает только ФНС, поэтому она и займётся выведением самозанятых из тени.
В целом в средствах массовой информации из уст высокопоставленных чиновников звучали следующие основные способы выявления самозанятых и контроля за размерами их доходов:
- отслеживание банковских операций,
- контрольные закупки с интернет-порталов,
- мониторинг социальных сетей,
- опрос соседей.
Видео: как будут выявлять самозанятых
Способы и порядок выявления самозанятых
Для начала важно отметить, что все способы выявления самозанятых, которые будут приведены в этой статье, имеют вероятностный характер. Дело в том, что на данный момент прошло ещё слишком мало времени для того, чтобы сложилась практика применения налога на самозанятых и их выявления. Тем не менее уже сейчас можно сказать, что большая подготовительная работа была проделана налоговой службой, и они способны администрировать обсуждаемый налог.
Отслеживание банковских операций
Этот способ на уровне слухов начал обсуждать раньше других. Ещё на этапе чтений законопроекта о налоге на самозанятых в Госдуме многие граждане стали высказывать опасения относительно усиления контроля за их банковскими счетами. Эти страхи только усилились, когда в СМИ появились сообщения о частых блокировках операций по счетам физических лиц.
На сегодняшний день о возможности контроля за банковскими операциями прямо заявляли представители ФНС на официальном сайте. Так, в ответе на один из вопросов налоговая сказала, что исчислять налог и определять доход она будет исходя из данных, содержащихся в приложении «Мой налог». Но при этом не исключает возможности проверки всех банковских счетов физического лица, если возникнут подозрения в его нечестности.
По словам источников в налоговой службе, подозрительными будут считаться регулярные операции на значительные суммы. При этом не имеет значения, производятся ли переводы с одного или нескольких счетов.
При всех очевидных плюсах данного способа у него есть и значительные недостатки и сложности в применении. Во-первых, многие самозанятые, не пожелавшие платить налог, могут перейти на расчёты со своими клиентами наличными. Таким образом, по банковским операциям вычислить их станет невозможно. Во-вторых, как уже было отмечено, под подозрение ФНС могут попасть и многие «бытовые» переводы. Например, возврат долга, подарки от друзей и родственников, материальная помощь родителей детям и наоборот и многие другие случаи. Поэтому отслеживание банковских операций может приводить к ущемлению прав многих граждан, не являющихся самозанятыми.
Таким образом, сам по себе способ является достаточно действенным. Однако, применяя его, налоговым инспектором следует быть внимательными и не применять свои санкции в отношении невиновных граждан, которые всего лишь привыкли всё движение своих денежных средств осуществлять с помощью банковских продуктов.
Контрольные закупки с интернет-порталов
Ещё одним из способов, часто упоминавшихся в средствах массовой информации, являются контрольные закупки со специализированных сайтов. В России их существует множество: от avito до profi.ru.
Суть идеи заключается в том, что любой самозанятый гражданин, для которого эта деятельность приносит важный доход, старается донести информацию о своих товарах и услугах до как можно большего числа людей с подробным указанием цен и прочих важных параметров. Принимая этот факт во внимание, налоговые инспекторы могут на данных сайтах производить заказ работ или товаров, а затем накладывать санкции на тех, кто не платит налог.
Главным минусом данной идеи является то, что само по себе размещение информации на таких сайтах не является нарушением налогового законодательства. Поэтому чтобы гражданина успешно привлечь к ответственности, налоговым инспекторам придётся проводить реальную встречу с физическим лицом и получать товар (услугу).
Мониторинг социальных сетей
Этот способ во многом похож на описанный выше. Дело в том, что многие самозанятые рекламируют себя не только на специализированных сайтах, но и в социальных сетях. При этом для целей распространения информации используются как собственные аккаунты, так и специально созданные сообщества. В связи с этим налоговая в своих проверках часто обращает внимание и на них.
Опрос соседей
Данный способ особенно актуален для тех случаев, когда профессиональная деятельность самозанятого осуществляется им в месте его проживания или иным способом связана с ним. Так, например, частные учителя (репетиторы) зачастую проводят занятия на дому. Также в качестве примера уместно привести граждан, которые получают доходы, сдавая квартиры в наём.
Очевидно, что во многих случаях окружающих жителей может обременять данное соседство. В таком случае они могут сами обратиться в ФНС с жалобой на действия гражданина или с удовольствием поделиться всей необходимой информацией с компетентными органами, проводящими опрос.
Основным минусом способа является его ненадёжность, поскольку любые показания могут оказаться ложными ввиду искреннего заблуждения или вполне намеренного оговора. Кроме того, в дальнейшем показания соседа могут быть использованы только лишь наряду с другими доказательствами, собранными по делу о налоговом правонарушении и, как правило, становятся лишь поводом к проведению проверки.
Ожидаемые перспективы по выявлению самозанятых
Все указанные меры уже не первый год имеются на вооружении ФНС и не являются чем-то революционным. На протяжении многих лет налоговой службой ведётся работа по выявлению фактов сокрытия физическими лицами доходов от налогообложения.
Вместе с тем на фоне принятого закона в субъектах РФ, на территории которых проводится эксперимент с налогом для самозанятых, эта деятельность может стать более интенсивной и эффективной.
Таким образом, ФНС по всей России уже многие годы вооружены множеством методов по обнаружению самозанятых граждан. Очевидно, однако, что даже при этом миллионам людей удаётся успешно скрывать информацию о своей неофициальной работе от государства. Тем не менее для тех граждан, чьи доходы от осуществляемой на стороне деятельности высоки, риски быть раскрытыми в грядущем году значительно повысились.