Первый скутер появился на российской дороге лет 20 назад, а вот мопеды были неотъемлемым атрибутом ещё с советских времён. И сегодня мопеды и скутеры очень популярны среди россиян. И особенно среди молодёжи. Этот транспорт неприхотлив, экономен, выручает своего владельца в плотных автомобильных пробках современных городов, когда в заглушённом состоянии ведётся в руках по тротуару мимо колонн стоящих в заторе машин, а его владелец уже является пешеходом. Скутеры и мопеды незаменимы для условий российской провинции. Да и, кроме всего сказанного, в тёплое время года ехать на двухколёсном друге — несравненное удовольствие. Но вот для управления скутером или мопедом необходимо не просто уметь ездить, а ещё и обладать правом на это.
Нужны ли права на скутер и мопед в 2018 году
Ранее управление мопедом или скутером осуществлялось без водительского удостоверения, но в 2018 году оно нужно. Причина этих изменений заключается в необходимости повышения безопасности дорожного движения. Теперь водитель скутера или мопеда в обязательном порядке должен иметь водительское удостоверение, а в нём — соответствующую категорию («М», «А1» или «А»).
В сознании обывателей скутер и мопед часто отождествляются. Но на практике это не так. Мопед является механическим транспортом, который предназначен для передвижения на сравнительно небольшие дистанции. Максимальная скорость мопеда не должна превышать 50 км в час, а на нём должна отсутствовать коробка передач. Скорость регулируется на руле с помощью правой ручки. А вот скутер уже более похож непосредственно на мотоцикл. У него есть передачи, он, как правило, более мощный. С юридической точки зрения, оба вида транспортных средств унифицированы и к их водителям предъявляются единые требования.
Регламентируется использование данных транспортных средств Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» и Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ
На практике закон, принятый в 2013-м стал работать только через год. Так как изначально требовалась также регистрации транспорта в ГИБДД и получения номеров, а госорганы оказались к этому не готовы. К 2014-му удалось выпустить требуемое количество номерных знаков и создать специальные группы в автошколах и на автокурсах, разработав методику преподавания для их слушателей.
Категория «М» на скутер или мопед мощностью до 50 кубов
Для езды на скутерах и мопедах, чей объем двигателя не превышает 49,9 куб. см, потребуется наличие прав категории «М». Ведь даже водитель маломощного мопеда или скутера является полноценным участником дорожного движения и имеет возможность создания аварийных ситуаций. Исключением из данного правила может быть наличие в водительском удостоверении категории «А» или «А1». Если в правах есть хотя бы одна из них, то можно ездить на мопеде без перспективы неприятного общения с сотрудниками ГИБДД. В последние годы появилось множество мопедов и скутеров с электрическими двигателями. Для управления таким транспортом тоже потребуется открывать категорию «М», если мощность электродвигателя варьируется в пределах 0,25 – 4 квт.
Категория «А1» на скутер мощностью 50 кубов и более
Российское законодательство разделило двухколёсные механические транспортные средства на несколько категорий. О первой уже было сказано выше. Ко второй же относятся скутеры и лёгкие мотоциклы, чей объем двигателя начинается от 50 кубических сантиметров, но не превышает 125. Некоторые считают верхним пределом объем в 150 куб. см, но это неверно. Скутеры и мотоциклы с подобным объёмом двигателя относятся уже к категории средних или мощных.
Для управления транспортом с объёмом двигателя от 50 до 125 куб. см потребуется категория «А1». К этой категории относятся скутеры и мотоциклы небольшой мощности. Они могут быть оснащены электродвигателем, в этом случае его мощность должна быть в пределах 4–11 квт.
Категория «А» на скутеры
Те скутеры, которые имеют объём двигателя более 125 куб. см, признаются средними (более 250 куб. см — мощными). На средние и мощные скутеры потребуется открытие в водительских правах категории «А». Данная категория в правах даёт возможность управлять всеми вышеперечисленными транспортными средствами начиная от мопедов, и заканчивая мощными мотоциклами. При наличии в правах категории «А» нет необходимости открытия дополнительных категорий «М» и «А1».
Видео: рассказ о получении прав и регистрации ТС для владельцев скутеров и мопедов
Во сколько лет можно получить права на скутер и мопед
Открыть категории «М» и «А1» можно в 16 лет. Категория «А» становится доступной только по достижении водителем совершеннолетия.
Какие ограничения по здоровью существуют
При получении водительских прав впервые или при открытии в них новой категории кандидаты в водители или водители со стажем должны пройти медицинское освидетельствование. Оно происходит во время прохождения специальной медкомиссии. В этом случае все лица, желающие открыть любую из категорий на управление мопедом, скутером или мотоциклом, должны получить заключение о состоянии здоровья у следующих специалистов:
- психиатра,
- нарколога,
- окулиста,
- терапевта.
Психиатр и нарколог выдают специальные справки, подтверждающие, что данное лицо не имеет психических отклонений, хронических психических заболеваний и не состоит на учёте в наркологическом диспансере. Особенностью прохождения психиатра и нарколога является то, что это становится возможным только по официальному месту жительства освидетельствуемого лица. То есть там, где человек временно или постоянно зарегистрирован. Срок действия сертификата психиатра или нарколога составляет 12 месяцев с даты выдачи. На протяжении этого периода необходимо пройти остальных врачей, иначе придётся заново наносить визиты к указанным специалистам. Некоторые частные лечебные учреждения в больших городах предоставляют услуги по комплексному прохождению водительской медкомиссии. В этом случае у них должна быть соответствующая лицензия, наличием которой стоит поинтересоваться заранее.
Если кандидат в водители состоит на учёте в подобном лечебном учреждении, то нарколог может выдать положительное заключение о состоянии его здоровья только минимум через три года с момента снятия с учёта.
Остальных специалистов можно пройти в том лечебном учреждении, которое наиболее подходит кандидату или уже состоявшемуся водителю. По форме собственности законодательство в этом случае не ограничивает выбора — медучреждение может быть государственным, муниципальным и даже частным.
Но легко и быстро пройти медкомиссию удаётся далеко не всем. Существует определённый перечень заболеваний, которые не дадут возможность человеку получить водительские права. К нему относятся следующие заболевания:
- нарушение вестибулярного аппарата человека,
- нарушение нормального функционирования рук и ног,
- эпилепсия,
- слабое зрение,
- гипертония,
- сердечные болезни,
- язвенная болезнь.
Ограничено получение прав кандидатами в водители, которые ростом ниже полутора метров. Наркомания, алкоголизм, психические отклонения тоже воспрепятствуют успешному прохождению медкомиссии и, соответственно, получению статуса водителя.
Все противопоказания для управления, в частности, скутерами и мопедами можно найти в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством».
Водительские медсправки выдаются на срок в один год. Поэтому на протяжении указанного периода следует пройти обучение и сдать экзамены на соответствующую категорию. Бывалые водители советуют открывать в правах сразу категорию «А», которая не потребует в дальнейшем прохождения нового курса обучения, сдачи экзаменов и открытия категорий «А1» или «М». При визите в медицинское учреждение для медкомиссии необходимо сразу определиться с будущими категориями в правах, чтобы впоследствии не потребовалось проходить данную процедуру заново из-за невнимательности или непредусмотрительности.
До 2016 года водителям выдавались двухлетнее или трёхлетние медсправки. Многие из них продолжают действовать и в 2018 году. Наличие справки о прохождении медкомиссии, которая была выдана до 1 июля 2016 года, не обязывает её владельца заново проходить комиссию, если срок действия документа ещё не закончился.
Водительская медкомиссия всегда была, есть и, к сожалению, будет подразумевать коррупционную составляющую. Несмотря на введение нового бланка медицинской справки, имеющего множество уровней защиты, к получению данного документа многие водители и кандидаты относятся спустя рукава. Ни для кого не секрет, что готовую водительскую справку можно купить за определённую сумму. Поэтому многие будущие водители, состояние здоровья которых не позволяет им сесть за руль, предпочитают немного переплатить и не проходить медосвидетельствование лично. Подобное деяние является прямым нарушением закона, но вот доказать, что медкомиссия фактически не была пройдена, крайне сложно. За определённую плату дельцами от медицины информация вносится в соответствующие регистрационные журналы и единую базу данных, по которой можно, при необходимости, проверить подлинность документа.
Как получить права на мопед или скутер
Для получения прав на мопед или скутер потребуется пройти несколько шагов:
- Собрать и подготовить пакет документов.
- Пройти медосвидетелствование и получить справку.
- Поступить на обучение в автошколу или на курсы водителей и успешно его закончить.
- Сдать экзамены в ГИБДД.
- Сфотографироваться и получить права.
Рассмотрим каждый шаг более подробно.
Какие документы потребуются для учёбы
Перечень документов при поступлении на обучение минимален. В него входят:
- паспорт кандидата,
- квитанция, которая подтверждает оплату курса обучения,
- заявление о принятии на обучение.
Будущие слушатели, которые ещё не достигли возраста совершеннолетия, должны в обязательном порядке предоставить администрации учебного заведения письменное согласие от своих родителей. Документ должен быть заверен нотариусом. Если потенциальный несовершеннолетний слушатель проживает в неполной семье, то согласие отсутствующего из родителей ему не потребуется.
О прохождении медкомиссии уже было сказано. Главное, чтобы водительская справка была актуальной. По закону этот документ требуется только при допуске к экзаменам.
Какие документы потребуются для получения прав
Перечень документов для получения водительского удостоверения невелик:
- паспорт,
- медсправка,
- квитанция об оплате госпошлины,
- документ из автошколы, подтверждающий прохождение полного курса обучения,
- заявление.
В 2018 году отсутствует возможность сдачи экзаменов экстерном. Теперь в любом случае для первичного получения водительского удостоверения и при открытии высших категорий в правах потребуется посещать автокурсы или автошколу. Как правило, данные обучающие организации предлагают своим слушателям гибкий график обучения. Учиться можно вечером после работы или в выходные. Если слушатель оплатил услуги обучающей организации, но по каким-то причинам не смог пройти обучение в намеченный период, то оно может быть перенесено. К примеру, подобные форс-мажорные обстоятельства возникают при длительной болезни или многомесячной командировке. Главное, чтобы курс обучения был оплачен и имелись соответствующие подтверждающие документы.
Обучение будущих водителей
Обучение при подготовке будущих водителей делится на три части:
- теория ПДД,
- практическое вождение,
- первая медицинская помощь пострадавшим в аварии.
Теория Правил дорожного движения занимает не менее 60% всего времени обучения. Четверть времени выделяется на практическое вождение, остальное же уходит на обучение основным приёмам оказания первой медицинской помощи лицам, которые пострадали в результате дорожно-транспортного происшествия.
На сегодняшний день нет единой утверждённой программы обучения для водителей мопедов и скутеров, равно как и программы для мотоциклистов. Существуют лишь более или менее общие методические рекомендации по подготовке водителей данного транспорта.
Сдача экзаменов
Экзамены на получение водительских прав впервые или на открытие новой категории проводятся в ГИБДД. Экзамены проходят в присутствии ответственных сотрудников ГИБДД. Экзамен на получение прав управления мопедом или скутером подразделяется на два этапа:
- теоретический,
- практический.
Теоретические экзамены представляют собой сдачу Правил дорожного движения по билетам. Заранее спрогнозировать, какой именно билет попадётся в руки, невозможно. Допускается два неверных ответа в одном билете. Если экзаменуемый не смог успешно пройти эту процедуру, то он может вновь попытать счастья через неделю. Опять-таки всё зависит от предварительной подготовки. На протяжении месяца после первой неудачной попытки сдачи можно пересдавать экзамены еженедельно. Спустя месяц неудачных попыток к следующей теоретической переэкзаменовке кандидат может приступить только через месяц. Если экзамен сдан успешно, то его результат является действительными на протяжении полугода. В течение этого периода необходимо приступить к сдаче практического экзамена. В противном случае придётся заново возвращаться к сдаче билетов ПДД.
В том случае, когда у кандидата не получилось успешная сдача практического вождения в первый раз, то в следующий раз он также может приступить к переэкзаменовке через неделю. Впоследствии при постоянных неудачах, переэкзаменовка становится возможной раз в месяц, как и в случае со сдачей ПДД.
Практический экзамен сдаётся на специально оборудованной площадке без выезда в город.
Практический экзамен в 2018 году представляет собой выполнение шести элементов:
- скоростного маневрирования,
- высадки пассажира,
- гаража,
- змейки,
- габаритной восьмёрки,
- габаритного коридора.
Именно так называются элементы практического вождения, которые необходимо выполнить будущему водителю, каждый из них представляет собой определённый и довольно сложный вид манёвра.
Видео: практический экзамен на вождение скутера
Сдача практического экзамена на вождение регламентируется Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 (ред. от 23.03.2017) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений»).
Получение прав возможно только после успешной сдачи теоретического и практического экзаменов.
В 2018 году будущим водителям и тем, кто открывает новые категории, нет необходимости предварительно фотографироваться. Фотографирование происходит на специальной аппаратуре непосредственно в ГИБДД при получении водительского удостоверения. Но просто прийти в данную организацию за своими водительскими правами можно только после регистрации на портале Госуслуг. Для начала нужно создать свой личный кабинет, если он уже есть, то это станет плюсом. После внесения всей необходимой информации в ответ приходит номер электронной очереди с датой и временем приёма в ГИБДД, когда водитель может прийти и получить своё водительское удостоверение.
Получить права в МФЦ невозможно, если это происходит впервые или при открытии новой категории. Это предусмотрено правительственным Постановлением от 23 марта 2017 г. N 326, которое строго регламентирует возможность получения водительского удостоверения в МФЦ. В многофункциональном центре можно получить права только при их утере, приходе в негодность и ещё в нескольких случаях.
Сколько стоят права
Фиксированная госпошлина за получение водительские права составляет 2 тыс. рублей. Перечислить средства потребуется на расчётный счёт, номер которого можно получить в ГИБДД. Допускается только безналичный перевод. Оплату можно провести банковской картой, с помощью интернет-банкинга или наличными в кассе банковского учреждения. При использовании интернет-банкинга комиссия будет меньше.
Общая же стоимость получения водительских прав будет состоять из госпошлины и оплаты обучения в автошколе или на курсах. Последняя не является фиксированной и устанавливается самостоятельно каждой из обучающих организаций. Разница в ценах весьма существенная (от 7 до 30 тыс. рублей) и зависит категории, местонахождения обучающей организации (дороже всего в Москве и области, а дешевле всего — в отдалённых от центра регионах страны), а также её учебной базы, интенсивности учебного процесса и ещё от множества факторов (транспорта для практического вождения, наличия тренажёров и т. д.).
Ответственность за езду на скутере (мопеде) без прав
В российском законодательстве предусмотрена административная ответственность за управление мопедом или скутером без прав. Она регламентируется ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ. Штраф за езду без прав или без соответствующей категории составит от пяти до пятнадцати тысяч рублей.
Если водитель скутера с объёмом двигателя до 50 куб. см имеет категорию «А» или «А1», но не имеет «М», то штраф ему не грозит. А вот если обладатель категории «М» сядет за руль скутера с объёмом двигателя, к примеру, в 100 куб. см, то будет считаться, что этим транспортным средством управляет человек, который не имеет на это права. Естественно, с соответствующим штрафом.
Нужно ли регистрировать и страховать скутер или мопед
Актуальная редакция ПДД РФ (п 1.2) чётко определила статус водителей мопедов и скутеров. Если ТС имеет объём двигателя до 50 куб. см, то регистрировать его в ГИБДД нет необходимости. Страховка ОСАГО также не обязательна, но может быть оформлена в добровольном порядке. Водителю желательно иметь при себе документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство. Но права категории «М» ему нужно иметь обязательно.
Во всех остальных случаях (при объёме от 50 куб. см и выше) скутеры и мопеды должны регистрироваться и получать номерные знаки. Также их водители обязаны иметь при себе действующий полис ОСАГО.
Езда на мопедах или скутерах потребует оформления водительского удостоверения с соответствующими категориями. Эта мера введена с целью повышения безопасности участников дорожного движения. Получить водительские права на данный транспорт не сложно. Главное — внимательно соблюдать последовательность действий, следовать рекомендациям и со всей ответственностью относиться к учёбе. Это позволит беспроблемно управлять двухколёсным другом без опасения встречи с сотрудниками ГИБДД.