Страховой полис ОСАГО с 2003 года стал обязательным документом, который должен иметь при себе каждый российский водитель. За езду без страховки предусмотрен административный штраф. Автостраховка призвана обеспечить защиту участников дорожного движения, а также способствовать повышению дисциплинированности водителей.
Можно ли ездить без страхового полиса ОСАГО в 2018 году
В подавляющем большинстве случаев российским водителям страховой полис ОСАГО необходим. В случае совершения дорожно-транспортного происшествия на основании страхового полиса ОСАГО пострадавшая сторона получает компенсацию материального ущерба. Сделано это будет за счёт средств страховой компании. Виновник ДТП компенсацию не получит, ремонтировать свой автомобиль ему придётся за собственный счёт (если он не застрахован по КАСКО).
Норма об обязательном наличии автогражданки, как в народе называют ОСАГО, принята в 2002 году Госдумой. Закон начал действовать в середине 2003 года. И сразу были приняты изменения и дополнения в российские Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях, в котором определено наказание за отсутствие у водителя страхового полиса. Закон обсуждался в Государственной Думе на протяжении долгих десяти лет, в законопроект вносились различные дополнения и корректировки. Первоначально норма об обязательном наличии страхового полиса была принята российскими водителями в штыки. Некоторые депутаты даже требовали рассмотрения Конституционным судом её соответствия основному закону страны. Но суд признал, что Федеральный закон № 40 полностью отвечает нормам российской Конституции, после чего шумиха в среде российских автолюбителей стала постепенно стихать. И сегодня требование о наличии страхового полиса воспринимается подавляющим большинством водителей в качестве обыденного явления. Многие даже на себе проверили эффективность страховки.
В каких случаях закон разрешает ездить без страховки
Несмотря на обязательность автогражданки практически для всех владельцев транспортных средств в России, есть всё же некоторые исключения из закона, когда страховой полис не является обязательным. Он может быть оформлен в добровольном порядке. К подобным случаям относятся следующие категории транспортных средств:
- транспорт, принадлежащий Министерству обороны, Росгвардии, ФСБ и некоторым другим силовым структурам,
- транспортные средства, состоящие на учёте в другой стране, которые эксплуатируются в Российской Федерации с Зелёной картой,
- транспорт, который конструкционно рассчитан на движение со скоростью, не превышающей 20 км/ч,
- транспортные средства без колёс. В качестве примера можно привести экскаватор или бульдозер,
- прицепы к легковым автомобилям,
- другие транспортные средства, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения закона о допуске к участию в дорожном движении на территории России.
Также к случаям законной езды без автогражданки относится определённый период с того момента, когда транспортное средство перешло во владение нового собственника.
Сколько можно ездить по договору купли-продажи без страховки
С момента возникновения прав собственности на транспорт у нового владельца есть десять суток, на протяжении которых он легально может ездить без ОСАГО. Отсчёт периода начинается с момента заключения договора купли-продажи, мены или другого документа, который констатирует, что владельцем транспортного средства стал другой человек. Закон устанавливает этот период для прохождения технического осмотра, выбора подходящей страховой компании и постановки ТС на государственный учёт.
На практике установленный законом срок может быть несколько меньше. Объясняется это тем, что через десять дней приобретённый транспорт следует поставить на учёт. А регистрация ТС без страхового полиса ОСАГО по закону невозможна. Конечно, оформить документ можно и непосредственно в день регистрации ТС.
Но у данного закона есть и обратная сторона. Если незастрахованный автомобиль или другое средство транспорта в течение периода, когда разрешено ездить без страховки, попадает в дорожно-транспортное происшествие, в котором будет пострадавшая сторона, то компенсировать ей материальные затраты новоиспечённому автовладельцу придётся исключительно за свой счёт.
Некоторые российские законодатели неоднократно предлагали отменить норму о десятидневной законной езде без страховки после покупки автомобиля. В качестве аргументов они приводили статистику ГИБДД, которая свидетельствует о том, что именно новые владельцы машин чаще всего попадают в аварии или просто создают аварийные ситуации на дорогах. Объясняется это чисто субъективным фактором. Человеку требуется определённое время для адаптации к новому автомобилю. Для каждого оно разное, многое зависит от стажа и опыта водителя. Особенно это актуально для автовладельцев, которые недавно получили водительские права.
Ответственность за езду без полиса ОСАГО в 2018 году
Меры наказания за отсутствие полиса ОСАГО, действующие в 2018 году, были установлены в 2016. Есть несколько ситуаций с отсутствием страхового полиса. Каждую из них следует рассмотреть отдельно, поскольку штрафы могут быть разными.
Российское законодательство стимулирует водителей к оплате штрафов возможностью 50-процентной скидки в случае, если они произведут её на месте или на протяжении 20 суток с момента получения на руки постановления.
Штраф за отсутствие страховки
Если выяснилось, что остановленный патрулём ГИБДД водитель пренебрёг законодательными требованиями и не оформил страховой полис вообще, то в этом случае ему грозит штраф в 800 рублей. Он предусмотрен частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ. Интересно, что штраф может быть наложен не только на водителя автомобиля, но и на собственника машины в том случае, если водитель не является таковым. Соответственно, российский бюджет пополнится уже на 1600 рублей.
Водитель может уйти от штрафа, доказав остановившим его сотрудникам ГИБДД тот факт, что он управлял автомобилем, не зная об отсутствии страховки. Этот момент довольно неоднозначный, поскольку в данном случае многое зависит от сотрудников дорожной полиции, которые могут принимать решение по своему усмотрению.
Отдельно следует сказать о случаях, когда страховой полис ОСАГО при проверке сотрудником дорожной полиции оказывается поддельным. Естественно, в этом случае считается, что автогражданки водитель не имеет. По закону он должен быть оштрафован. Инспектор дорожной полиции обязан задержать транспортное средство до выяснения обстоятельств и отправить его на штрафную стоянку. Составляется протокол, изымается поддельный страховой полис, а информация о нём передаётся в правоохранительные органы. Но вот доказать злой умысел водителя в данном случае довольно сложно. Ведь он может сам не знать о том, что его полис недействителен.
Езда с просроченным страховым полисом
Закон приравнивает просроченный страховой полис к отсутствию такового. Соответственно, придётся платить и штраф в 800 рублей. Время, на которое просрочена страховка, не имеет значения: это может быть и полгода, и даже один день.
Выходом из данной ситуации, которым часто пользуются российские водители, станет звонок своему страховому агенту, если таковой имеется. Можно сказать сотрудникам ГИБДД о том, что страховка была оформлена именно в день остановки и по какой-то причине её ещё попросту не успели забрать. Страховой агент может в экстренном порядке оформить полис, сделав подобным образом услугу своему клиенту и получив свои проценты от сделки. Если сотрудник ГИБДД запросит номер страхового полиса, то страховой агент может назвать номер документа, который заполняется им, можно сказать, в момент разговора с инспектором. В базу данных РСА он попросту может быть ещё не внесён, поэтому проверить его по ней сотрудник полиции не сможет. Водитель съездит за страховкой и предъявит её сотруднику ГИБДД. К этому моменту номер полиса уже успеет оказаться в базе данных РСА. Это будет приравниваться к страховке, забытой дома. При благоприятном стечении обстоятельств можно получить лишь устное предупреждение от дорожной полиции.
Штраф за забытую дома автогражданку
Если страховки у водителя не окажется по причине его рассеянности, когда он попросту забыл дома документы, то в этом случае часть 2 КоАП предусматривает предупреждение или штраф в 500 рублей. Ситуации бывают разными, поэтому водитель может попросить сотрудников ГИБДД подождать, пока он вернётся домой и возьмёт с собой страховку. Естественно, это возможно только недалеко от места проживания. Обычно в залог возвращения возможного нарушителя инспектор ГИБДД берёт его водительское удостоверение. Можно также попросить привезти документ родственников или знакомых.
Сотрудники дорожной полиции по собственному усмотрению могут выписать полутысячный штраф или ограничиться устным предупреждением. Если водитель сможет быстро представить требуемый документ, то с большой долей вероятности можно предположить, что ему удастся отделаться предупреждением.
Езда вне периода действия страховки
Отдельно следует сказать о страховках, имеющих период использования менее года. Страховка может быть оформлена на год, но для удешевления полиса период использования будет составлять не целый год, а лишь определённые его промежутки. Например, некоторые автовладельцы эксплуатируют свои транспортные средства сезонно: водитель не ездит с октября по март, поэтому при оформлении ОСАГО он выражает желание оформить страховой полис без этого периода. Страховка у водителя есть, но вот ездить с 1 октября по 31 марта на своём автомобиле он не имеет права, поскольку полис не действует в этот период. Если у него появляется необходимость выехать в течение этого времени, то при остановке патрулём ГИБДД и проверке наличия страховки придётся заплатить штраф в 500 рублей. Это предусматривается частью 1 ст. 12.37 КоАП.
При необходимости выезда водителю в данном случае необходимо внести изменения в страховой полис и доплатить определённую сумму страховщику. В этом случае, естественно, он закон не нарушит.
Каков штраф, если водитель не вписан в страховой полис
Речь идёт об ограниченном страховом полисе ОСАГО, куда вписываются несколько человек, которым собственник транспортного средства предоставляет право управления. Когда во время остановки сотрудники дорожной полиции обнаруживают, что человек, находящийся за рулём, не вписан в документ, то ему могут выписать штраф в размере 500 рублей на основании части 1 ст. 12.37 КоАП РФ.
Инспектор дорожной полиции имеет законные основания для отстранения данного лица от управления автомобилем. Будет вызван эвакуатор или сотрудники дорожной полиции лично перевезут задержанный автомобиль на штрафплощадку. Возвратить себе задержанный автомобиль сможет только его хозяин, предварительно возместив все расходы по его транспортировке и хранению на штрафной площадке. Также ему придётся заплатить штраф в 500 рублей.
Допускаются ли эвакуация автомобиля и снятие номеров за отсутствие полиса ОСАГО в 2018 году
До 2014 года российские власти гораздо более жёстко относились к автовладельцам, не имеющим страховых полисов ОСАГО. Сотрудникам дорожной полиции было предписано снимать номера с машин и отправлять их на штрафстоянки. Хоть штраф за это правонарушение был небольшим, но получить обратно госномер и забрать машину было возможно только после оформления страхового полиса ОСАГО и уплаты соответствующего штрафа. Кроме того, за эвакуацию и хранение машины ежедневно взимается довольно солидная сумма. Чтобы забрать автомобиль обратно, необходимо было обойти несколько инстанций и получить разрешение на дальнейшую эксплуатацию машины. В отдельных случаях машина могла быть остановлена на стационарном посту ГИБДД, там снимали номера, которые возвращались водителю на стоянке возле того же поста только после оформления страховки и уплаты штрафа за её отсутствие.
Но в середине 2014 года российские законодатели запретили такую практику. В 2018 году снятия номеров с автомобиля или его эвакуации на штрафстоянку за правонарушения, связанные с отсутствием автогражданки, не предусматривается.
Причиной столь либерального подхода стал опыт европейских стран, где за подобное правонарушение предусмотрены только штрафы, правда, гораздо более серьёзные, чем в России. Второй причиной стала коррупционная составляющая. Опыт свидетельствовал о том, что практически все водители, машины которых полиция собиралась отправлять на штрафстоянки, пытались «решить вопрос на месте». Естественно, что некоторые сотрудники дорожной полиции не могли устоять перед соблазном. Да и наказание по строгости не совсем соответствовало правонарушению.
После упразднения нормы об эвакуации автомобилей некоторая часть водителей расслабилась, и страховки стали оформлять не все. Ведь вероятность остановки патрулём дорожной полиции при напряжённом дорожном трафике относительно невысока, а про дорожно-транспортные происшествия большинство водителей старается попросту не думать, считая, что с ними этого случиться не может. Поэтому ситуация в вопросе автострахования требует определённой законодательной коррекции. Эксперты в этой области практически уверены в том, что уже в ближайший год или два произойдёт существенное повышение штрафов за отсутствие страховки ОСАГО. Предполагается, что придётся платить уже не менее 5 тыс. рублей.
Видео о возможности повышения штрафов за отсутствие ОСАГО
Штраф за отсутствие ОСАГО у юридических лиц
Сразу следует сказать, что именно водитель транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу, несёт ответственность за отсутствие страхового полиса ОСАГО. Соответственно, к нему применяются все указанные в законе штрафные санкции. Но впоследствии он может взыскать с организации все деньги, которые были потрачены им на оплату штрафа. Для этого можно попытаться мирно решить вопрос со своим руководством, если же это не удастся, то можно обратиться в суд с соответствующим иском. В этом случае все доказательства виновности юрлица будут у водителя на руках. Поэтому в 9 из 10 случаев суды решают вопросы о принудительном взыскании потраченных средств с работодателя водителя, который был оштрафован за отсутствие страховки.
Как это ни парадоксально, должностные лица юридического лица, ответственные за оформление документов для транспортных средств, никакой административной ответственности не несут. Впоследствии на них могут быть наложены штрафные санкции руководством организации, в которой они работают. Но это уже вопрос внутренний.
Предусмотрено ли повторное наказание за отсутствие полиса ОСАГО
В российском законодательстве не предусмотрено увеличения штрафных санкций, если водителя повторно уличат в отсутствии страхового полиса ОСАГО. Но он может быть повторно оштрафован в тот же день следующим патрулём ГИБДД, который его остановит и проверит наличие автогражданки. И так будет происходить до тех пор, пока автовладелец не оформит соответствующий документ. Количество выписанных штрафов законодательство не ограничивает.
В 2018 году продолжаются дебаты по поводу нового законодательства, касающегося автострахования. В частности, эксперты предлагают повысить ответственность страховых компаний как в материальном, так и в юридическом плане. Фактически компенсационные выплаты получаются потерпевшими далеко не всегда и очень часто не вовремя. Кроме того, большой проблемой является большое количество фиктивных полисов автогражданки. Это проблема постепенно приобретает форму глобальной. Даже введение онлайн-страхования не всегда обеспечивает стопроцентное получение искомого продукта. Есть риск оформить страховой договор на поддельном сайте, практически полностью дублирующем официальный сайт страховой компании, оплатить услуги, но взамен не получить ничего.
Что делать, если водитель попал в ДТП без автогражданки
Ситуация, когда водитель, не имеющий страхового полиса, попадает в дорожно-транспортное происшествие, является критической как для него, так и для потерпевшего. В этом случае проводить компенсацию материального ущерба пострадавшей стороне придётся за счёт личных средств виновника ДТП. Роль дорожной полиции в этой ситуации будет заключаться в констатации факта дорожно-транспортного происшествия и оформлении соответствующих документов. Сотрудники ГИБДД наложат штраф на водителя, у которого отсутствует полис автогражданки, в 800 рублей.
Пострадавшему лицу следует получить у сотрудников дорожной полиции справку о том, что произошло дорожно-транспортное происшествие. При оформлении документа необходимо внимательно проследить за тем, чтобы был указан пункт об отсутствии у виновника аварии страхового полиса ОСАГО. Следующим шагом станет оценка ущерба, нанесённого виновником происшествия. Для этого желательно обратиться на сертифицированную станцию технического обслуживания автомобилей, пройти экспертизу и получить там документ с оценкой стоимости требуемого ремонта. Виновник ДТП по почте извещается о времени и месте проведения экспертизы и должен лично присутствовать при её проведении. Если же в результате аварии пострадали люди, то важно произвести оценку стоимости лечения, лекарств и других медицинских процедур. Для этого желательно иметь при себе чеки на приобретение лекарств, а также справку из лечебного учреждения о том, во что обошлось лечение. Пострадавший может обратиться в судебные органы с иском к виновнику дорожно-транспортного происшествия, собрав все вышеуказанные документы. В подавляющем большинстве случаев суды удовлетворяют подобные иски. Если виновник откажется платить или будет задерживать выплаты, то выполнять судебное решение придётся сотрудникам исполнительной службы.
Нет никакой гарантии, что виновник, начавший оплачивать ремонт или лечение, сможет довести дело до конца. Часто случаются ситуации, когда он на словах обязуется компенсировать все затраты, прося потерпевших в суд не обращаться. На практике же он не выполняет своих обязательств или выполняет лишь частично.
Решать вопрос о том, обращаться ли в судебные органы с иском, каждый потерпевший должен самостоятельно. Если есть намерение обойтись без участия государства, желательно взять у виновника расписку в том, что он обязуется компенсировать расходы в определённом размере. При невыполнении им обещанного расписка впоследствии станет аргументом для суда.
Отдельно следует сказать о ситуациях, когда виновник дорожно-транспортного происшествия находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Если произошло ДТП с его участием, то страховая компания выполнит свои обязательства, выплатив компенсацию пострадавшим, но впоследствии в судебном порядке сможет потребовать её возмещения у застрахованного лица.
Несмотря на относительно лояльные штрафные санкции, применяемые в 2018 году к нарушителям законодательства об автогражданке, всё большее количество российских водителей понимает его эффективность и практичность. Можно сэкономить немного на приобретении страхового полиса, но при этом потерять большую сумму на штрафах ГИБДД, которые можно получить несколько раз в течение одного дня. Не говоря уже о том, что компенсация ущерба потерпевшей стороне полностью ложится на плечи нарушителя.