Утверждение тарифов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — ОСАГО, является прерогативой правительства России. Варьируя его ценой в сторону уменьшения или увеличения, государство поощряет дисциплинированных водителей за безаварийную езду и наказывает нерадивых, совершающих ДТП. Этому способствует бонус-малус, где повышение коэффициента ведет к удорожанию полиса, а уменьшение — удешевлению. Однако при оформлении страхового документа, умышленно или невольно, может закрасться ошибка. Поэтому перед заключением нового договора нужно самостоятельно проверить коэффициент безаварийности ОСАГО по бонусу-малусу. Это позволит сэкономить на стоимости страхового документа.
Что такое коэффициент безаварийности ОСАГО
Аббревиатура КБМ — коэффициент бонус-малус, один их производных влияющих на цену полиса ОСАГО. По этому показателю можно определить коэффициент безаварийной езды. Уже несколько лет подряд, данный индекс необходим для получения страхового документа, т. к. играет важную роль при расчете стоимости страховки. Параметр бонуса-малуса может быть повышающим или понижающим, зависимо от качества езды водителя.
Понижают коэффициенты ОСАГО дисциплинированным водителям за безаварийную езду за прошедший страховой период. Повышение касается тех, кто являлся инициатором дорожно-транспортных происшествий по зависящим от него причинам. Показатель во многом зависит от стажа водителя и не привязан к его автомобилю или страховому обществу, в котором приобретен полис. Поэтому при переходе из одной страховой компании к другой, либо продаже старой машины и покупке новой, показатель остается за водителем.
При расчете бонуса используется термин класс водителя. Данные классы так же играют не последнюю роль при получении понижающего компонента за безаварийную езду при получении ОСАГО. Каждая категория соотнесена с определенным индексом бонуса-малуса. Изначально при получении первого страхового документа, водителю назначается 3 класс, и присваивается КБМ соответствующий 1 — единице.
Приобретение полиса на следующий период будет происходить уже исходя из расчетов таблицы. Дисциплинированному водителю, не ставшему инициатором дорожной аварии в прошедшем периоде, водителю автоматически присваивается следующий класс — 4, а коэффициент бонуса уменьшается. Произошедшее же транспортное происшествие понижает водительскую категорию, с одновременным повышением индекса. Вот эти составляющие будут влиять на стоимость полиса.
Таблица КБМ 2019 год
Приведенная таблица КБМ позволяет самостоятельно рассчитать свой бонус-малус на следующий страховой период. Например, возьмем промежуток времени с 01.12.2017 года до 01.12.2018. Водитель подошел к покупке нового полиса с 5 классом, понижением 10%, что соответствует показателю бонуса-малуса 0,9.
Сколько будет стоить для него страховой документ следующего периода, рассмотрим на таком примере:
- Водитель не привел ни к одной аварийной ситуации — его класс увеличивается на единицу и будет равен 6, что позволяет принять понижающий коэффициент безаварийности при покупке ОСАГО.
- Водитель инициировал одно дорожно-транспортное происшествие — его класс понижается на две единицы и будет равен 3.
- Водитель совершил две дорожные аварии — его категория понижается до 1.
- При совершении трех и более дорожных происшествий водительский класс составит индекс M.
- Сопоставив значение водительского класса в первой колонке, определяется показатель бонуса и соответственное повышение или понижение коэффициента бонуса — во второй, изменение стоимости полиса в какую-либо сторону — третьей.
Дисциплинированному водителю намного легче запомнить изменяющийся коэффициент. Каждый безаварийный год будет понижать его на 0,5%, а классность повышать на единицу.
Исходя из индекса безаварийности, не составит большого труда узнать класс по ОСАГО. Для этого необходимо воспользоваться либо коэффициентом подорожания, либо удешевления страхового документа. За основу следует взять 3 водительский класс, путем прибавления или вычитания процентного денежного эквивалента из общей стоимости полиса. Данная таблица так же подскажет, как узнать свой класс исходя из показателя безаварийности.
Как проверить КБМ по базе РСА по шагам
Времена, когда каждая страховая компания хранила значения показателя КБМ у себя в сейфе, канули в прошлое. Вместе с ними ушла и обязательная справка о безаварийной езде для заключения договора осаго с новым страховым агентством. Сейчас все данные индекса безаварийности хранятся на центральном сервере Российского Союза Автостраховщиков— РСА.
Проверить свой коэффициент безаварийности может каждый водитель, зайдя на официальный сайт РСА. Вводится фамилия, имя, отчество, полная дата рождения, указывается наличие паспорта гражданина РФ или иного замещающего документа. Ввод буквенной серии водительских прав требует написания их латинскими символами. Затем следуют некоторые значения автомобиля по выбору, введение vin-кода, либо государственного знака и номера кузова, шасси. Ниже находится строка, где указывается дата начала действия нового страхового договора. Подтвердив код безопасности и кликнув иконку Поиск, база данных Союза выдаст нынешнее значение бонуса-малуса.
Однако, компьютерным программам, как и людям, так же свойственно ошибаться. Если из расчетов года безаварийной езды коэффициент оказался не таким, каким должен быть, необходимо направить силы на его восстановление.
Как рассчитывается КБМ
Чтобы знать как рассчитать свой коэффициент для составления договора ОСАГО, прибегнем к помощи упомянутой выше таблице.
Начнем расчет с 3 водительского класса, который не имеет ни подорожания, ни скидок:
- каждый проведенный год безаварийной езды позволяет водителю увеличить свою категорию на единицу, путем опускания на следующую строку, что уменьшает осаго за беварийную езду,
- каждый аварийный страховой период отмечается перемещением к столбикам с отметкой о количестве аварийных выплат, где указан полученный класс в связи с количеством аварий,
- составление первичного договора осаго, либо отсутствие данных РСА сведений о водителе, дает право присвоить владельцу автомобиля 3 класс,
- использование полиса ОСАГО с неограниченным числом водителей, влияет на показатель малуса только на владельца машины.
Следует заметить, что рассчитать коэффициент безаварийности по таблице, представляется чисто теоретическим действием. Практически он может быть выше, чем при самостоятельном расчете. Некоторые страховые агентства, пытаясь завысить цену полиса, не вносят данные КБМ в базу Российского союза. Доверчивые потребители, приходя на следующий год продлить договор, получают повышенный коэффициент даже за безаварийный период.
Можно ли восстановить КБМ и как
Возможность правильно восстановить утерянный или ошибочный КБМ возможно, однако предстоит кропотливая работа. Необходимо выяснить где, на каком участке времени допущена ошибка. Следует поднять все имеющие страховые документы или копии полисов и начать самому их просчитывать. Действие усложняется тем, что они не содержат информацию о коэффициентах. Тем более, страховые показатели постоянно изменяются. Попавшие в подобную ситуацию водители советуют начинать поиски и расчеты с последнего периода. Поэтому важно сверять стоимость документа каждый раз при его получении.
При нахождении ошибки следует обратиться именно к тому агентству, в котором договор был подписан. Найденная ошибка будет исправлена за нескольких календарных дней. Ведь это оказывает значение на понижающий коэффициент, который играет важную роль при покупке осаго.
Поиск окажется намного сложней, если неправильность закралась в документ, полученный несколько лет назад. Но и в таком случае, поиски не должны увенчаться неудачей. Следует обратиться в то же самое отделение, которое сделало ошибку.
Как сохранить КБМ в ДТП
Уменьшение или хотя бы сохранение коэффициента малуса — вот к чему стремится каждый водитель. И уж если произошла авария с нанесением небольшого ущерба чужому автомобилю, лучше договорится с его владельцем по мирному. Заплатив не такую уж и большую сумму за разбитое зеркало или другую поцарапанную деталь, виновник происшествия обезопасит себя от вынужденного понижения категории и повышения стоимости полиса в будущем страховом сезоне.
Возможно, единственный случай не сохранит много денег при покупке полиса, но если взять, что водитель приближается к заветному 13 классу с половинной стоимостью страховки — это уже немалые деньги и большой труд. Конечно, это не касается ДТП со значительными повреждениями. Здесь водителю придется иметь страховые выплаты, что скажется на понижении его класса и повышении индекса безаварийности.
Заключение
Высокая водительская категория и пониженный индекс КБМ предоставляет владельцу автомобиля купить полис ОСАГО по более низкой цене, чем недисциплинированному водителю. Если по какой-либо причине автомобилист утерял или забыл свой бонус-малус, он сможет его узнать на сайте РСА. Эти данные пригодятся для подсчета стоимости страхового документа с повышающим или понижающим коэффициентом.
Также вам будет интересно узнать про ОСАГО на 3 месяца. Это полис, который поможет вам сэкономить ваши средства.
Ждем ваши вопросы в комментариях или вы можете задать их нашему онлайн автоюристу. Мы поможем оформить наиболее выгодный полис и решить все вопросы со страховой.
Просьба оценить пост и поставить лайки в соцсетях.