Запрос политического убежища стал для многих единственным способом спастись от политических репрессий. Это право каждого человека, которого преследуют за его политические убеждения, отсутствие согласия с политикой властей в своём отечестве. Но на практике стать беженцами могут далеко не все, для этого потребуется соответствовать определённым критериям.
Политическое убежище и его отличие от статуса беженца
Термин «беженец» стал употребляться по окончании Второй мировой. В это неспокойное время много миллионов людей было вынужденно покинуть места своего постоянного проживания, спасаясь от войны и политических репрессий. В послевоенном мире проблемами беженцев (после создания Организации Объединённых Наций) занималось Управление при верховном комиссаре ООН. В 1951 году была принята Конвенция, подписанная в Женеве и определяющая статус беженцев (т. н. Женевская конвенция о статусе беженцев).
Политические беженцы, то есть те, кто запросил политическое убежище, являются одной из категорий беженцев. Политические беженцы могут стать таковыми в том случае, если они вынужденно покидают свои страны ввиду преследований за свои политические убеждения. Но при этом их статус определяется законодательством и политикой той державы, на территории которой оказались эти люди.
Проблема политических беженцев актуальна на протяжении многих деятков лет. Ранее основной контингент политических беженцев составляли выходцы из Советского Союза и других государств социалистического лагеря, которые были несогласны с политикой своих правительств (в СССР они назывались диссидентами). В современном мире акцент сместился в государства Ближнего Востока, страны Латинской Америки, КНР, КНДР. Источником политических беженцев до сих пор продолжают оставаться также некоторые страны постсоветского пространства. Основной целью политических беженцев являются государства Европейского Союза, Соединённые Штаты, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Канада. С одной стороны, это демократические государства, которые смогут принять лиц, покинувших свою родину по политическим мотивам, а с другой — смогут предоставить возможность в перспективе стать их гражданами, обеспечив безопасность, экономическую и социальную стабильность.
Слово «Azyl» хорошо знакомо каждому полицейскому, пограничнику или сотруднику таможни. Это — запрос политубежища.
Политическое убежище предоставляется лицам, спасающимся от политического преследования в своих странах в других государствах, которые приняли их. Существует два случая, когда предоставляется политическое убежище:
- иностранный гражданин имеет все основания для получения статуса политбеженца, но не имеет желания его оформлять. Вместо этого он просит принявшее его государство предоставить ему возможность временно пребывать на его территории,
- зарубежный вынужденный мигрант не имеет прав на получение статуса политбеженца, но принципы гуманизма не позволяют властям принявшей страны отправить этого человека восвояси или просто выдворить за пределы её границ.
Статус политического беженца предоставляет право на определённые льготы, в том числе экономическую и социальную защиту принявшего государства. Но получить его непросто, для этого следует:
- доказать, что на родине лица, запросившего статус, имеют место факты его преследования или дискриминации по политическим, религиозным, расовым или социальным мотивам,
- преследования носят системный характер и осуществляются не частными лицами, а представителями органов власти,
- родное государство не предпринимает никаких реальных шагов по защите своего гражданина от политических преследований или дискриминации.
Желательно, чтобы факты преследований были подтверждены документами, видеоматериалами, показаниями свидетелей или очевидцев. Власти принимающей страны обычно мало верят голословным обвинениям, которые вынужденные мигранты выдвигают в адрес властей своей страны. Поэтому аргументация запроса статуса беженца должна быть весомой.
В Российской Федерации права и обязанности беженцев определяются Федеральным законом «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528–1, а порядок предоставления политического убежища — Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища».
На статус политического беженца могут претендовать все лица, вне зависимости от возраста, цвета кожи, религиозных убеждений или сексуальной ориентации.
Видео: как стать политическим беженцем в Германии
Каковы права политических беженцев
В иммиграционном законодательстве почти всех государств, принимающих беженцев, существует практически унифицированная нормативная база в отношении лиц со статусом беженца. Он отличается лишь в некоторых моментах. В целом же лица, имеющие официальный статус беженца, имеют следующие права на территории принявших их государств:
- проживание на законных основаниях,
- бесплатную медицинскую помощь,
- право на трудоустройство,
- право на социальную помощь,
- содействие в переезде к месту жительства, а также бесплатный провоз багажа,
- возможность бесплатного образования для себя и детей,
- право на бесплатное проживание в центрах размещения, а впоследствии — получение временного жилья от государства на льготных условиях.
Также при соблюдении определённых требований официальные беженцы впоследствии могут получить гражданство. Все вышеуказанные права распространяются и на членов семей беженцев. После получения статуса граждан беженцы имеют право пригласить к себе для проживания членов своих семей, что остались в стране, из которой они вынуждены были мигрировать.
Какие страны предоставляют убежище в 2018 году
В 2018 году перечень государств, предоставляющих политическое убежище, практически не изменился, по сравнению с предыдущими несколькими годами.
Предоставление политического убежища в странах Европейского Союза регламентируется, в первую очередь, иммиграционным законодательством этого межгосударственного формирования, а также Дублинской конвенцией 1990 года. Дублинская конвенция регламентирует выдачу статуса политического беженца. В том случае, когда человек попадает в определённое государство нелегальным путём и запрашивает в нём политическое убежище, представители иммиграционных властей обязаны выяснить, не попадало ли данное лицо перед этим в другую страну, подписавшую Дублинскую конвенцию. Если такой факт имел место, то подобного вынужденного мигранта высылают именно в это государство. Принять политического беженца обязана страна-подписант Дублинской конвенции, которая первой встретилась на его пути при вынужденной эмиграции с родины.
Основные потоки беженцев направляются в экономически развитые страны ЕС: Германия, Австрия, Франция, Испания, Италия, Бельгия, Дания, Нидерланды. Интересна для политических беженцев и Швеция, которая славится своим толерантным отношением к беженцам всех категорий (только в 2017 году она приняла 170 тыс беженцев, но на 2018 год введена квота максимум в 65 тыс. ввиду протестов коренных шведов против либеральной миграционной политики властей). Интересна и высокоразвитая, хоть и не входящая в ЕС, Норвегия. За последние годы особую популярность среди политических беженцев, в частности, из постсоветских стран приобрела Великобритания (пока ещё организационно входящая в Евросоюз). Но стать именно политическим беженцем именно в Великобритании довольно сложно, поскольку британские власти в данном случае применяют к вынужденным мигрантам по политическим мотивам избирательный подход, учитывая нюансы внешней политики, проводимой правительством Туманного Альбиона.
Менее же всего среди европейских стран (не обязательно входящих в ЕС) привлекательны страны бывшего соцлагеря: прибалтийские государства, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, страны, образовавшиеся после распада Югославии.
Соединённые Штаты Америки и Канада являются конечной целью для множества вынужденных мигрантов, которые официально хотят стать беженцами. Кроме того, законодательство этих стран довольно лояльно к ним. Значительную часть беженцев, например, в США составляют выходцы из латиноамериканских стран, что является особенностью ситуации с политическими беженцами именно в США. С приходом к власти Дональда Трампа правила приёма беженцев, в частности, политических в США значительно ужесточились.
В Канаде же, наоборот, беженцев в 2017—2018 годах встречают с распростёртыми объятиями. В огромной стране ощущается нехватка рабочей силы, да и канадское правительство выделяет ежегодно для поддержки беженцев немалые средства.
Российская Федерация тоже является центром притяжения беженцев, в том числе политических, хоть при этом и некоторые её граждане запрашивают политическое убежище за рубежом. На территорию России политические беженцы попадают, в основном из стран постсоветского пространства, а также стран Ближнего Востока, охваченных войной.
Проблема беженцев в Европе и России
Проблема беженцев в Европе продолжает оставаться актуальной и в 2018 году. С началом активных боевых действий в Сирии потоки беженцев хлынули на европейский континент. С юга же Европу атакуют вынужденные мигранты из африканских стран. Незванные гости, отличающехся от коренных европейцев не только цветом кожи, но и менталитетом, уровнем культуры, отсутствием стремления к соблюдению законов наводнили города старушки-Европы. Всё это не могло не вызвать протеста у привыкших к размеренному образу жизни европейцев.
Европейские правительства в 2018 году стали ещё более жёстко бороться с наплывом вынужденных мигрантов. В частности, Германия, которая на протяжении нескольких лет была одним из основных поборников прав беженцев, сегодня выступает за ограничение потока вынужденных мигрантов в европейские страны. Ангела Меркель подверглась риску проиграть выборы, поскольку именно она являлась вдохновителем политики поддержки вынужденных мигрантов, в результате чего облик самой Германии несколько изменился.
Европейские правительства, проанализировав сложившуюся ситуацию, пришли к выводу о том, что Европу следует сделать неприступной крепостью для вынужденных мигрантов. В частности, в июне 2018 года в Брюсселе состоялся саммит, по итогам которого были приняты документы, целью которых является наложение существенных ограничений на въезд в Евросоюз нелегальных мигрантов, а также активное противодействие и борьба с организаторами перевозки нелегалов в Европу. Документы предполагают также, что на территории Евросоюза будет создано множество контролируемых центров для вынужденных мигрантов.
Только в 2018 году во время попытки нелегального проникновения в Евросоюз через Средиземное море погибло более тысячи вынужденных мигрантов из африканских стран. Основной трафик из африканских стран пролегает через Средиземное море. Африканские вынужденные мигранты направляются в Европу через Испанию, Португалию, Италию, Мальту. В то же время беженцы с Ближнего Востока направляются в Европу через Грецию и балканские государства. Турецкое правительство во главе с президентом Эрдоганом, по согласованию с Европейским Союзом, старается всеми силами ограничить трафик через территорию Турции, создавая лагеря для вынужденных мигрантов и оказывая последним всяческую поддержку за счёт средств, выделяемых Евросоюзом на эти цели.
В предыдущие годы европейские правительства договорились об ужесточении контроля на внутренних границах Евросоюза, а также о введении квот на приём беженцев для каждой из стран, входящих в это межгосударственное формирование. В ближайших планах европейских правительств фигурирует создание региональных центров, где будет происходить высадка вынужденных мигрантов, а также увеличение размеров финансирования для Турецкой республики и североафриканских государств. Эти средства, как предполагается, пойдут на ужесточение пограничного контроля в этих странах и создание дополнительных лагерей для беженцев.
Россия не переживает столь драматичного кризиса мигрантов, подобного европейскому. Тем не менее за последние годы в результате боевых действий на Юго-Востоке Украины в России оказалось множество украинских вынужденных мигрантов. Многие из них запросили статус беженца. Также сегодня в России множество официальных беженцев из Сирии, Ирака, Афганистана и некоторых других стран. Россия оказывает им помощь, предоставляя официальный статус беженца, а также соответствующую социальную поддержку, способствует интеграции этих людей в российский социум.
Как получить политическое убежище в Европе и России
Получение политического убежища в Европе и России во многом похоже по процедуре. Ходатайствовать о политическом убежище можно непосредственно во время пересечения границы того государства, в котором есть намерение его запросить. Но это требование не является обязательным, запрос убежища можно сделать и уже находясь в нём, обратившись к представителям полиции или иммиграционного ведомства. Иногда политическое убежище запрашивается в представительстве зарубежного государства, находящемся в той стране, где потенциального вынужденного мигранта преследуют по политическим соображениям. Подобные прошения являются конфиденциальными и ни при каких обстоятельствах информация о них не разглашается представителями зарубежного дипломатического представительства. Запрос политического убежища можно производить и без визы.
Оказаться на территории той страны, где есть намерение запроса политического убежища, можно легальным или нелегальным путём. Если человек запросил статус политического беженца, прибыв в страну легально, то его могут поселить в отеле, оплата проживания будет компенсирована властями принимающей страны. Подобные вынужденные мигранты имеют право свободного передвижения по территории государства. Когда же мигрант прибывает в страну нелегальным путём, то первоначально он помещается в специальный лагерь для вынужденных мигрантов. На территории каждого европейского государства есть несколько специальных центров, в которых содержатся беженцы. Есть они и на территории Российской Федерации. Но в этом случае вынужденные мигранты не имеют права свободного передвижения по территории принимающей страны.
Для вынужденных мигрантов, прибывших легально, время пребывания в гостинице составит до одного месяца. После этого данным лицам будет предоставлено отдельное социальное жилье из расчёта минимум 20 квадратных метров на одного человека. По прошествии полугода есть возможность получить место в одном из семейных общежитий. Далее беженцы имеют право на получение отдельной жилплощади с минимальной квартплатой. Во время пребывания в специальных центрах для беженцев их обитателям будет предоставлено бесплатное питание, медпомощь, возможность бесплатного изучения языка принимающего государства, а также возможность бесплатно получать предметы, относящиеся к личной гигиене. Грудные дети обеспечиваются (при необходимости) искусственным питанием, пелёнками, памперсами и т. д. Принимающая сторона компенсирует также однократную покупку одежды для взрослых и детей.
Необходимые документы
При запросе политического убежища потребуется минимальный пакет документов. Предполагается, что вынужденные мигранты покидают родину при экстремальных обстоятельствах, поэтому, естественно, у них нет возможности собирать объёмный пакет документов. Итак, для предоставления статуса беженца потребуются:
- документы, которые удостоверяют личность вынужденного мигранта. В данном случае речь может идти о заграничных или внутренних паспортах, если они отсутствуют, то подойдут даже водительские удостоверения,
- четыре цветные фото. Формат паспортный, фотографии должны быть матовыми, без уголков или овалов, на светло-бежевом или светло-голубом фоне,
- если вынужденный мигрант прибыл вместе с семьёй, то потребуются документальные подтверждения родственных отношений (например, свидетельства о рождении детей или свидетельство о заключении брака)
- заявление на статус политического беженца,
- корректно заполненная анкета.
Если есть возможность документально подтвердить причины, побудившие вынужденного мигранта к выезду из страны, то следует их предоставить. В этом случае получить временное убежище можно будет легче и быстрее. Таковым могут, например, стать оригиналы или копии полицейских протоколов о неправомерных задержаниях, фотофакты, видеозаписи, аудиоматериалы и так далее.
В каждой стране существуют собственные бланки заявлений на предоставление статуса беженца и соответствующих анкет. В Германии эти документы одни, в США — другие, а в Израиле — третьи. Анкета подаётся на политическое убежище, далее власти решают, присваивать человеку статус политического беженца или нет.
Иммиграционное законодательство в отношении беженцев в разных странах различно, как различны и сроки подачи документов. Например, в Евросоюзе это необходимо сделать на протяжении трёх дней после официального запроса политического убежища. Иммиграционные правила Евросоюза определяют срок принятия решения по выдаче статуса беженца в 180 дней. Но в реальных условиях максимальной загруженности европейской иммиграционной службы ввиду продолжающегося кризиса мигрантов период, необходимый для принятия решения, может затянуться ещё на несколько месяцев.
Прохождение интервью
Вторым шагом вынужденного мигранта после подачи документов является прохождение интервью. Оно проводится иммиграционными специалистами, которые занимаются политическими беженцами. К прохождению интервью следует отнестись со всей серьёзностью, поскольку его результаты часто ложатся в основу принятия решения о выдаче статуса беженца или отказе в нём. Все офицеры по делам беженцев имеют достаточный опыт и с первого взгляда могут определить, с кем именно они имеют дело.
Максимальное внимание во время интервью с иммиграционным офицером следует уделить личной биографии. Интервью обязаны проходить все вынужденные мигранты. Оно может длиться от 10 минут до часа и более. Если интервью проводится с несовершеннолетними, то в этом случае при его проведении в обязательном порядке должны присутствовать и их родители. Как правило, подросткам задаются простые вопросы. Дети до 14 лет освобождаются от прохождения интервью. Супруги имеют право совместно присутствовать на интервью, но им запрещается давать подсказки или вносить коррективы в ответы второй половины.
Основная цель данной процедуры заключается в выяснении причин и обстоятельств, побудивших вынужденных мигрантов покинуть свою родную страну. Иммиграционные офицеры должны дать собственную объективную оценку той степени угрозы, которая вынудила данных лиц к эмиграции.
Во время проведения интервью все вопросы и ответы заносятся в протокол. Если вынужденные мигранты не владеют языком страны, в которую они приехали, то им положены услуги бесплатных переводчиков.
После окончания интервью иммиграционныи офицером и интервьюируемым совместно подписывается протокол. Перед подписанием документ следует внимательно прочитать. Если интервьюируемый выясняет, что в протокол внесена некорректная информация, которая не соответствует его ответам, то он вправе не подписывать данный документ. Или может подписать его, но в примечаниях в письменном виде выразить свои возражения.
Видео: советы о том, как вести себя на интервью
Сдача биометрии
После процедуры интервью и подачи документов на политическое убежище вынужденный мигрант должен пройти медицинскую комиссию в одном из государственных лечебных учреждений. Вместе с основным аппликантом это должны сделать и члены его семьи.
Для аппликантов также предусмотрена процедура биометрии. Она означает сдачу отпечатков пальцев, от которой освобождаются дети в возрасте до 12 лет. Дактилоскопические отпечатки проверяются по базам данных криминальной полиции, иммиграционной службы. Базы данных есть не во всех странах, но в Евросоюзе они действуют давно. После проведения данного мониторинга специалисты службы, ответственной за контроль иммиграции, будут иметь полное представление о том, не совершало ли данное лицо противоправных действий или не подавался ли ранее запрос статуса беженца, причём в данном случае причины запроса статуса могли быть любыми, а не обязательно связанными с политической деятельностью.
Почему могут не дать статус
Следует понимать, что в присвоении статуса политических беженцев откажут тем лицам, в отношении которых есть обоснованные подозрения в совершении преступлений на территории принимающей страны. Также откажут тем, кто выехал с родины по причине преследований за финансовые нарушения. Важным моментом, часто носящим субъективный характер, является определение того, какую степень имеет угроза для беженца и членов его семьи на родине, реальна она или мнима. Как правило, представители иммиграционных властей не в полном объёме располагают информацией о фактическом положении вещей на родине заявителя. Именно поэтому и оценка часто является субъективной. Поэтому столь важное внимание следует уделять процедуре прохождения интервью и документам, подтверждающим факты политических преследований и угрозы жизни на родине. Также практически невозможно получить статус политбеженца во второй раз.
Если в присвоении статуса политбеженца властями отказано, то вынужденный мигрант вправе обратиться в судебные органы принимающего государства и попытаться обжаловать данное негативное решение, хотя на практике это происходит редко.
За что можно лишиться статуса
Оснований, по которым можно лишиться статуса беженца, несколько:
- несоблюдение установленных правил нахождения в стране (нарушение условий и сроков пребывания, длительные загранпоездки и так далее),
- правонарушения, подпадающие под действие Уголовного кодекса,
- антигосударственная деятельность по отношению к принимающей стране.
Повторно стать политическим беженцем практически невозможно. Это допускается только в одном случае, когда положение на родине беженца претерпело кардинальные изменения к худшему, что необходимо доказать.
Статус политбеженца даёт множество преимуществ, но вот получить его непросто. Фиаско фактически поставит крест на проекте иммиграции в определённую страну. Поэтому перед обращением за статусом следует основательно взвесить все за и против.